Без вины виноватая

Источник материала:  
В редакцию обратилась жительница деревни Нежин Любанского района Светлана НОСИКОВА. В 2009—2010 годах она держала восемь коров. Деньги за сданное молоко получала в местном ОАО «БВО». Летом ее неожиданно вызвали в районную инспекцию Министерства по налогам и сборам и сообщили, что она должна заплатить с доходов, полученных за сданное молоко, три миллиона рублей налога. Плюс пеню, которая приблизилась к миллиону рублей. Где взять такие деньги, спрашивает молокосдатчица, если я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком? И почему виноват не тот, кто не удерживал с меня налоги при начислении, а я?

Начальник отдела контроля за налогообложением индивидуальных предпринимателей и физических лиц районной инспекции Министерства по налогам и сборам Елена Алматова пояснила:

— В связи с тем, что в 2009—2010 годах сумма доходов Светланы Носиковой от реализации продукции превышала 500 базовых величин, подоходный налог с них подлежал удержанию. Однако ОАО «БВО», через которое шла продажа молока и выплата денег, требование законодательства не выполнило. И подоходный налог в общей сумме примерно три миллиона рублей не удержан. При сборе и анализе информации о лицах, реализующих сельхозпродукцию, это нарушение нами установлено. С января нынешнего года вступили в действие изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь, согласно которым доходы от реализации сельхозпродукции освобождаются от налогообложения независимо от их размера. Однако обратной силы они не имеют, и задолженность Светланы Носиковой подлежит взысканию.

Главный бухгалтер ОАО «БВО» Лидия Мартинович заявила, что не знала о том, что с 2009 года положено было взимать налог при реализации продукции с личных подворий на сумму свыше 500 базовых величин. Присутствовавшая при разговоре главный налоговый инспектор районной инспекции Министерства по налогам и сборам Ольга Филиповец выразила недоумение:

— Как же так, — заметила Ольга Витальевна, — ведь мы специально проводили инструктивное совещание со всеми главными бухгалтерами и обращали внимание на нововведения в налоговом законодательстве. А представитель областной инспекции отдельно говорил об этих 500 базовых величинах.

Кстати, начальник районной инспекции Министерства по налогам и сборам Николай Кудря позже привел другой веский аргумент. В районе 17 сельхозпредприятий. И в 16 из них налоги при реализации сельхозпродукции населением исчислялись правильно. Только в ОАО «БВО» об этом «не знали».

В конце концов главный бухгалтер Лидия Мартинович сказала, что готова понести наказание за свое упущение. А с уплатой налогов и пени пусть разбирается Светлана Носикова.

Светлану Аркадьевну я застал в просторном ухоженном деревенском доме. Она сидела с маленькой Лизой, которой недавно исполнилось лишь полгода.

— Семья у нас с мужем большая, — рассказала хозяйка, — четверо детей. Старшая дочь учится платно в столичном вузе. Я сейчас в отпуске по уходу за ребенком, зарплату не получаю. Поэтому деньги семье нужны.

— Если бы бухгалтерия хозяйства своевременно высчитывала ежемесячно налоги, — говорит Светлана Аркадьевна, — то и проблемы бы не было. А где мне теперь сразу взять такую сумму?

— Выход из ситуации можно найти, — заверил начальник районной инспекции Министерства по налогам и сборам Николай Кудря. — Закон дает право местным властям освободить плательщика от налога с учетом его имущественного положения. В данном случае, поскольку нарушение не носило преднамеренный характер, можно проявить снисхождение.

И действительно, Любанский райисполком  решил  помочь  молоко-

сдатчице Светлане Носиковой. Его председатель Василий Акулич сообщил «БН», что принято решение освободить ее от уплаты налога.

После такого поворота событий Светлана срочно уплатила пеню и вздохнула с облегчением. На этом можно было и точку поставить. Но у меня закралось сомнение: если налога больше не существует, то какая может быть пеня? Поделился им с начальником районной инспекции Николаем Кудрей. Тот согласился и заверил, что деньги, уплаченные Носиковой в виде пени, будут возвращены.

В принципе, у этой житейской истории благополучный исход. И все же осталось несколько вопросов. А если бы Светлана Носикова не написала в редакцию? Ей, выходит, пришлось бы заплатить почти четыре миллиона? Почему до приезда корреспондента никто в районе не попытался помочь многодетной матери? Почему не подсказали в налоговой, что закон позволяет освободить от уплаты с учетом имущественного положения должника? Тем более что в появившейся задолженности нет ни грамма его вины.

Государство не обеднело от того, что простило Носиковой образовавшийся не по ее вине долг. Зато в глазах ее, поступив по справедливости, выиграло многократно.

Потому что сильное государство всегда действует справедливо.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

←Переполох из-за… анонима

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика