Задание на завтра
В последний день сентября страна отмечала «Дажынкi». Юбилейный, пятнадцатый по счету праздник урожая крестьяне встречали с хорошим настроением. Когда фестивальная традиция только закладывалась, о сборе 8 миллионов тонн зерна могли только мечтать. А сегодня закрома полны не только хлебом. Уродились картофель, лен, овощи. Мясо и молоко — ходовой экспортный товар. К концу года на продаже продовольствия мы заработаем около 4 миллиардов долларов. Солидная сумма. Солидные результаты... А способны ли крестьяне на большее? С учетом выгодной конъюнктуры мирового рынка вопрос особенно актуальный.
За последние годы государство вложило в АПК около 40 миллиардов долларов. Такую цифру во время празднования «Дажынак» назвал Президент. Большие деньги, конечно, преобразили село. Проедешь сегодня по деревенским улицам — и глаз радуется. Заасфальтированные дороги, яркие фасады благоустроенных домов... Не деревни уже давно — агрогородки. Да и настрой у сельчан совсем не тот, что был в середине 90–х, когда зарплаты от силы хватало на неделю, а ждать ее приходилось полгода. Сколько можно было заработать на добитой технике и с полуголодными коровами?..
Сегодня у крестьян есть и новые машины, и современные технологии. Есть, как и в любой солидной другой стране, государственная поддержка. Из бюджета финансируются целевые программы, выделяются деньги на удешевление удобрений, семян и топлива. При таком льготном, не побоюсь этого слова, режиме аграрная отрасль могла бы показывать не только растущие объемы производства, но и хорошую прибыль. Механизм рентабельности давно известен: снижение затрат, разумная экономия, хозяйский подход к делу. Вот только, к сожалению, не все сельхозпредприятия используют эти возможности.
В Минсельхозпроде как–то подсчитали: потери АПК от бесхозяйственности и воровства сравнимы с пресловутым диспаритетом цен, на который долгие годы аграрии списывали все свои беды. Проедьтесь ближе к зиме по деревням. Увидите и неубранную солому, гниющую в стогах, и тонны дорогостоящих удобрений, мокнущие под дождем и снегом... И гектары неубранных полей со льном, овощами, картофелем, подернутые первыми морозами... Не говорю, что это — повсеместная картина, но на подобные факты постоянно обращает внимание госконтроль. Как ни поедут в рейд его специалисты, обязательно найдут неприглядную картину. Мелочи? Как сказать... Даже одно хозяйство на таких «мелочах» теряет деньги, которых вполне хватило бы на выплату зарплаты нескольким работникам. В масштабах государства эти потери становятся весьма ощутимыми...
Не свое — не жалко? Есть и куда более впечатляющие примеры подобного отношения. Чего скрывать: на инвестициях, направляемых в аграрную отрасль, порой не прочь нагреть руки ловкачи. В одном из лучших сельскохозяйственных предприятий Брестчины — ОАО «Парохонское» в Пинском районе строили молочную ферму. Деньги — бюджетные, выделенные по республиканской программе развития молочной отрасли. То есть не свои, которые зарабатываются тяжелым трудом. Отсюда, наверное, и отношение к ним... На этой стройке «тянули» бюджетные рубли как могли. Укладка плитки на ферме стоила в 7 — 8 раз дороже среднего тарифа. Работы поручались фирме, не имеющей в наличии даже простого мастерка. Сейчас в нюансах строительства разбираются соответствующие органы...
Вот и объяснение тому, что эффективность нашего сельского хозяйства все еще невысока. Это, заметим, — при хорошем урожае, активных продажах за рубеж. Недавно на одном из совещаний на этой проблеме заострил внимание Премьер–министр Михаил Мясникович: «Несмотря на то, что в сельское хозяйство идут приличные вливания, доля АПК в ВВП страны за 5 лет снизилась с 12,6 процента до 7,5. То есть те отрасли, которым оказывалась меньшая поддержка, приросли больше, чем сельское хозяйство».
Рискну предположить: научись крестьяне бережно относиться к каждому рублю, мы бы уже сегодня имели больше и зерна, и молока, и мяса. Нынешние 8 миллионов тонн — далеко не предел щедрости земли. И крестьянам придется овладеть житейской арифметикой. Потребности в столь масштабном финансировании аграрной отрасли, как в последние годы, больше нет. Пора полнее использовать хозяйский потенциал крестьян, который, как показывает жизнь, далеко не исчерпан. Ведь отчисляет миллиарды рублей налогов известный фермер Михаил Шруб из Житковичского района, а его коллега из Столбцовского района получил ныне с гектара почти 800 центнеров картофеля. Может, стоит присмотреться к их опыту? Тогда, глядишь, лет через 10 на очередных «Дажынках» нынешние объемы производства покажутся очень скромными. Как сегодня результаты полутора десятков лет назад. И эффективность хозяйствования будет под стать.
Автор публикации: Лилия ХЛЫСТУН