Белорусские школьники согласны изучать Христа и Будду
03.10.2011 09:24
—
Новости Общества
Белорусские школьники согласны изучать Христа и Будду
Подавляющее большинство минских старшеклассников и родителей высказываются за введение предмета о религиях в рамках средней школы. Но лишь на добровольной, факультативной основе. Такие данные были получены группой исследователей из факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета в ходе анкетного опроса учащихся 9-11-х классов и родителей учащихся всех классов.
За изучение курса о религии (религиях) высказались 79,9% школьников и 79,0% родителей. В то же время исследование показало, что как у старшеклассников, так и у родителей отсутствует осмысленный и устойчивый интерес к изучению курса религиозной тематики. Их ответы продемонстрировали скорее любопытство, для удовлетворения которого хватит, возможно, всего нескольких уроков. Так, 59,3% старшеклассников указали, что в случае введения факультатива они сходят на пару занятий, а после решат, нужно ли им это, а 32,8% - что лучше займутся чем-нибудь более интересным. И лишь 7,9% опрошенных отметили, что будут с интересом посещать все уроки. Среди родителей 66,5% указали, что даже если запишут ребенка на факультатив, то не будут настаивать на его посещении, а 14,1% - что вовсе не будут записывать. Только пятая часть взрослых (19,4%) выразила готовность записать ребенка на факультатив и постоянно поощрять его посещение.
При ответе на вопрос, каковым должно быть содержание курса о религиях/религии, мнения родителей и старшеклассников разделилось. Больше всего школьников бы заинтересовали различные необычные факты из истории религий. Этот пункт в анкете выбрали 26,7% юношей и девушек. 19% учеников хотели бы узнать о том, как религии влияют на образ жизни людей. 16,7% подростков согласны изучать суть различных религий в их сравнении друг с другом, 15,6% - их историю. Лишь относительно небольшая часть школьников готова изучать суть (12,7%) и историю (5,2%) одной конкретной религии. Родители же высказали мнение, что их дети должны в первую очередь постигать суть (24,4%) и историю (24,6%) различных религий. И только 12,7% хотели бы, чтобы они изучали какую-то одну конкретную.
Среди тех учащихся, которые предпочли изучение сути одной конкретной религии, 35,7% интересовались православием, 31,6% - христианством. Организаторы анкетирования предположили, что, эти два понятия отождествляются друг с другом в сознании школьников. Неожиданным оказалось, что значительный интерес вызвал буддизм - его хотели бы изучать 11,2% школьников, желающих ознакомиться с сутью одной конкретной религии. На долю других традиционных для Беларуси конфессий: католицизма (7,1%), ислама (5,1%) и протестантизма (4,1%) пришлась оставшаяся часть заинтересованных.
В целом и родители, и школьники признали значимость религии в жизни общества, человека и в своей собственной, хотя взрослые в большей степени склонялись к положительным оценкам, нежели подростки. Общая тенденция для обеих групп такова, что респонденты оказались склонны придавать большее значение религии в жизни людей вообще, но меньшее - в своей собственной.
Проведя анализ исследования, его руководитель, кандидат философских наук, доцент Светлана Карасева, сделала вывод, что в случае если вопрос о разработке и введении в школах курса о религии/религиях будет поднят в ближайшее время, то формат такого курса желательно определять с учетом следующих позиций: статус курса - по выбору, тематика курса - сведения о разных религиях, содержание курса - суть (в меньшей степени - история) нескольких религий в сопоставлении, с привлечением обширных сведений о том, как влияют религии на жизнь их последователей, а также о необыкновенных фактах из истории религий. Такой формат курса будет оптимально соответствовать принципам светскости образования и поликонфессиональности культуры Беларуси.
Стоит отметить, что в школах Беларуси уже несколько лет либо в порядке местной инициативы, либо в порядке авторских экспериментов ведутся факультативные курсы религиозной тематики ("Религия и культура", "Основы духовной культуры", "Основы православной культуры", "Библия как памятник культуры" и т.п.). Однако ход и результаты их преподавания специально не изучались. Судя же по случайным единичным отзывам педагогов и родителей, эти факультативы либо затухают, теряя слушателей еще до завершения учебного года, либо превращаются в некое подобие кружков по интересам. Во втором случае вокруг учителей, ведущих такие курсы, группируется небольшой устойчивый круг детей, которые приходят на уроки не столько ради обучения, сколько ради общения на важные и близкие для них темы.
Инициатива введения факультативов религиозной тематики в школах Беларуси сегодня исходит "снизу": время от времени преподаватели обращаются в Министерство образования с просьбой утвердить их учебную программу в качестве авторской. Национальный институт образования проводит их рецензирование, и подавляющее большинство отправляет на доработку. Причина проста: эти программы, в основной массе своей, страдают целым ворохом методологических недостатков, они зачастую переполнены религиозной экзальтацией и прекраснодушием по отношению к излагаемому предмету. Формат "Давайте все дружно любить Иисуса, он - хороший" идеально подходит для церковной проповеди, однако для внедрения в систему образования абсолютно не годится.
"Многие педагоги сейчас заинтересованы во включении в школьную программу курсов религиозной тематики, потому что убеждены в безусловном нравственном эффекте религии. При этом забывается, что нравственный эффект - всегда плод живого личного воздействия, а не авторитарного давления системы. Не случайно курсы религиозной тематики дают положительный педагогический результат там, где они введены по личной инициативе – например, педагогом, который искренне желает поделиться тем, что для него самого безусловно ценно. Но у такого педагога - уникальный собственный опыт, который может впечатлить аудиторию только в авторском изложении. Никто другой этот опыт не перескажет с таким же успехом. Тем более - в масштабах целой системы образования. Если попытаться это сделать, то единственный эффект, который мы получим от детей - это реакция отторжения и протеста", - считает Светлана Карасева.
Найти реальные предпосылки для введения в программу белорусских школ курса о религии (или религиях) можно только на основе методичного изучения ситуации, уверена руководитель исследования. С этой целью факультет философии и социальных наук БГУ начал программу исследований общественного мнения по вопросу взаимодействия религиозных и образовательных институтов. Анкетирование старшеклассников и их родителей в минских школах было первым этапом этой программы. В дальнейшем планируется провести ряд других исследований, посвященных религиозности белорусов, в том числе и в масштабе всей страны.
За изучение курса о религии (религиях) высказались 79,9% школьников и 79,0% родителей. В то же время исследование показало, что как у старшеклассников, так и у родителей отсутствует осмысленный и устойчивый интерес к изучению курса религиозной тематики. Их ответы продемонстрировали скорее любопытство, для удовлетворения которого хватит, возможно, всего нескольких уроков. Так, 59,3% старшеклассников указали, что в случае введения факультатива они сходят на пару занятий, а после решат, нужно ли им это, а 32,8% - что лучше займутся чем-нибудь более интересным. И лишь 7,9% опрошенных отметили, что будут с интересом посещать все уроки. Среди родителей 66,5% указали, что даже если запишут ребенка на факультатив, то не будут настаивать на его посещении, а 14,1% - что вовсе не будут записывать. Только пятая часть взрослых (19,4%) выразила готовность записать ребенка на факультатив и постоянно поощрять его посещение.
При ответе на вопрос, каковым должно быть содержание курса о религиях/религии, мнения родителей и старшеклассников разделилось. Больше всего школьников бы заинтересовали различные необычные факты из истории религий. Этот пункт в анкете выбрали 26,7% юношей и девушек. 19% учеников хотели бы узнать о том, как религии влияют на образ жизни людей. 16,7% подростков согласны изучать суть различных религий в их сравнении друг с другом, 15,6% - их историю. Лишь относительно небольшая часть школьников готова изучать суть (12,7%) и историю (5,2%) одной конкретной религии. Родители же высказали мнение, что их дети должны в первую очередь постигать суть (24,4%) и историю (24,6%) различных религий. И только 12,7% хотели бы, чтобы они изучали какую-то одну конкретную.
Среди тех учащихся, которые предпочли изучение сути одной конкретной религии, 35,7% интересовались православием, 31,6% - христианством. Организаторы анкетирования предположили, что, эти два понятия отождествляются друг с другом в сознании школьников. Неожиданным оказалось, что значительный интерес вызвал буддизм - его хотели бы изучать 11,2% школьников, желающих ознакомиться с сутью одной конкретной религии. На долю других традиционных для Беларуси конфессий: католицизма (7,1%), ислама (5,1%) и протестантизма (4,1%) пришлась оставшаяся часть заинтересованных.
В целом и родители, и школьники признали значимость религии в жизни общества, человека и в своей собственной, хотя взрослые в большей степени склонялись к положительным оценкам, нежели подростки. Общая тенденция для обеих групп такова, что респонденты оказались склонны придавать большее значение религии в жизни людей вообще, но меньшее - в своей собственной.
Проведя анализ исследования, его руководитель, кандидат философских наук, доцент Светлана Карасева, сделала вывод, что в случае если вопрос о разработке и введении в школах курса о религии/религиях будет поднят в ближайшее время, то формат такого курса желательно определять с учетом следующих позиций: статус курса - по выбору, тематика курса - сведения о разных религиях, содержание курса - суть (в меньшей степени - история) нескольких религий в сопоставлении, с привлечением обширных сведений о том, как влияют религии на жизнь их последователей, а также о необыкновенных фактах из истории религий. Такой формат курса будет оптимально соответствовать принципам светскости образования и поликонфессиональности культуры Беларуси.
Стоит отметить, что в школах Беларуси уже несколько лет либо в порядке местной инициативы, либо в порядке авторских экспериментов ведутся факультативные курсы религиозной тематики ("Религия и культура", "Основы духовной культуры", "Основы православной культуры", "Библия как памятник культуры" и т.п.). Однако ход и результаты их преподавания специально не изучались. Судя же по случайным единичным отзывам педагогов и родителей, эти факультативы либо затухают, теряя слушателей еще до завершения учебного года, либо превращаются в некое подобие кружков по интересам. Во втором случае вокруг учителей, ведущих такие курсы, группируется небольшой устойчивый круг детей, которые приходят на уроки не столько ради обучения, сколько ради общения на важные и близкие для них темы.
Инициатива введения факультативов религиозной тематики в школах Беларуси сегодня исходит "снизу": время от времени преподаватели обращаются в Министерство образования с просьбой утвердить их учебную программу в качестве авторской. Национальный институт образования проводит их рецензирование, и подавляющее большинство отправляет на доработку. Причина проста: эти программы, в основной массе своей, страдают целым ворохом методологических недостатков, они зачастую переполнены религиозной экзальтацией и прекраснодушием по отношению к излагаемому предмету. Формат "Давайте все дружно любить Иисуса, он - хороший" идеально подходит для церковной проповеди, однако для внедрения в систему образования абсолютно не годится.
"Многие педагоги сейчас заинтересованы во включении в школьную программу курсов религиозной тематики, потому что убеждены в безусловном нравственном эффекте религии. При этом забывается, что нравственный эффект - всегда плод живого личного воздействия, а не авторитарного давления системы. Не случайно курсы религиозной тематики дают положительный педагогический результат там, где они введены по личной инициативе – например, педагогом, который искренне желает поделиться тем, что для него самого безусловно ценно. Но у такого педагога - уникальный собственный опыт, который может впечатлить аудиторию только в авторском изложении. Никто другой этот опыт не перескажет с таким же успехом. Тем более - в масштабах целой системы образования. Если попытаться это сделать, то единственный эффект, который мы получим от детей - это реакция отторжения и протеста", - считает Светлана Карасева.
Найти реальные предпосылки для введения в программу белорусских школ курса о религии (или религиях) можно только на основе методичного изучения ситуации, уверена руководитель исследования. С этой целью факультет философии и социальных наук БГУ начал программу исследований общественного мнения по вопросу взаимодействия религиозных и образовательных институтов. Анкетирование старшеклассников и их родителей в минских школах было первым этапом этой программы. В дальнейшем планируется провести ряд других исследований, посвященных религиозности белорусов, в том числе и в масштабе всей страны.