За что мы платим агентствам по недвижимости?
26.09.2011 10:56
—
Новости Общества
За что мы платим агентствам по недвижимости?
За что мы платим агентствам по недвижимости и на какие уловки идут их сотрудники, чтобы завлечь клиентов, узнала наш корреспондент, поработав в одной из фирм по аренде жилья.
Агент за 2 минуты
Устроиться на работу в агентство недвижимости оказалось проще простого. Вакансий в столичных конторах хоть и заметно поубавилось за последние несколько месяцев, но все равно предостаточно. Текучка кадров в этом бизнесе огромная.
Опыт работы для агента абсолютно не важен. Внимание обращают исключительно на общительность и наличие обаяния. Потому потенциальные работодатели, которых я успела обзвонить, на удивление быстро приглашают обсудить все детали при встрече.
Отправляюсь на собеседование в агентство с графиком работы два через два. В офисе в центре города меня лениво расспросили, где училась, где трудилась, сколько лет стукнуло. Итог собеседования: если есть желание, к работе можно приступить уже завтра. Ни паспорт, ни другие документы, которые могли бы подтвердить мою личность, не понадобились.
Не пошлют, так обругают
Рабочий день начался в девять утра. Искать арендодателей и желающих разместиться на их квадратных метрах нужно до восьми вечера. В небольшом офисе находятся пять-шесть агентов одновременно. В основном молодежь 20-30 лет.
Появление новенькой вызывает бурное обсуждение: где именно обустроить мне рабочее место и кто научит азам профессии. В итоге наставления получала ото всех понемногу.
Мне выдали два мобильника, подключенных к разным сотовым операторам, и… присвоили другое имя. Одна Марина в этом агентстве уже работает и, дабы избежать путаницы, нужно окрестить себя как-то иначе. Так я стала Светланой.
С телефонами для своего же блага должна была ходить весь день: а вдруг пропущу звонок клиента?
Основа основ в работе агента - размещение рекламы. Выглядит это так: сидишь и оставляешь адреса квартир на специализированных сайтах. Основных пять-шесть, разделы в них ежечасно должны пополняться твоими объявлениями. В них обязательно нужно указывать свое имя и телефоны. Так и ведется поиск клиентов. Чем больше их заманишь, тем лучше - оплата сдельная.
- А указывать, что я агент? - спрашиваю у коллег.
- Как хочешь. Я обычно пишу, чтобы меньше ненужных звонков было, - объясняет Маруся. - Многие, как только слышат, что дозвонились до агента, в лучшем случае бросают трубку, в худшем - посылают.
- А я не указываю, - говорит Катя. - Расписываешь человеку во всех красках квартиру, а уже потом называешь себя. Пошлет - так пошлет. Но есть вероятность, что захочет с тобой работать.
Нет квартир - придумай
- Откуда я возьму адреса для рекламы?
- Есть три варианта, - объясняет мне Антон, агент с трехлетним стажем. - Первый - звонят сами хозяева сдаваемых квартир или комнат и называют нам адреса. Второй - списываем с факса.
- Откуда факс?
- Есть у нас человечек, который отдельно принимает звонки от арендодателей. Потом перебрасывает информацию нам. И третий вариант - мониторим в Интернете объявления желающих сдать квартиру и копируем их себе. Если нет свежих предложений, придумываем адреса.
- А если вдруг сочините несуществующий?
- Ну и что, - Антон спокоен. - Мы же номер квартиры не называем.
- Главное - как можно чаще давай рекламу. Больше шансов, что позвонят, - добавляет администратор Оля. - А там все зависит от твоего умения уговорить клиента. Заинтересуешь - придут.
Заманить и одурачить?
Главное для агента, когда он работает по предоплате, - завлечь клиента в офис. Любыми способами. Хоть описывай апартаменты с евроремонтом в центре Минска по удивительно низкой цене. Важно, чтобы человек к тебе пришел. А там скажешь, что столь чудесный вариант только что забрали. Но… есть множество других не менее прекрасных, и мы вам с легкостью подберем необходимый. Только для начала заключим договорчик. Вы нам 280 тысяч рублей - мы вам несколько адресочков. Словом, как у Ильфа и Петрова: "Утром деньги, вечером - стулья!" Обескураженному вашим теплым приемом и обаянием посетителю уйти уже как-то неловко. Психология!
После того как клиент ставит заветную подпись в договоре и отдает денежки, агент обычно при нем же для приличия звонит по нескольким адресам и отправляет обнадеженного искателя жилья в путь. Если в первый заход он себе ничего не подберет, подбрасывают очередную порцию вариантов. Смахивает на лотерею: повезет клиенту - заселится за пару дней, нет - скитания по столице растянутся на несколько недель.
Справедливости ради замечу, что отправляют клиента по реальным адресам. Никакого обмана. Только вот об условиях проживания в этих квартирах агенты знают лишь со слов самих хозяев. И частенько попадают впросак. Сказали человеку, что там есть мебель и хороший ремонт квартиры в Миснке, на деле стоит один полуразрушенный диван, со стен свисают обои и линолеум весь в дырах.
- Получив от клиента деньги, мы его забываем. Дадим пару адресов - и не паримся. Это неправильно, - признается Антон. - Отсюда и репутация у многих из нас такая - обманщиков и обдирал.
Антон мечтает открыть собственное агентство. По его выражению - "идеальное для клиента". Впрочем, подробности своей утопической идеи он так и не раскрыл.
Фактически без факта
Минимум ответственности и почти никакого напряжения - вот чем так привлекательна для агента работа по предоплате. Трудиться с оплатой по факту предпочитают немногие. Как же! Ведь осматривать квартиры придется вместе с клиентом. А значит ездить с ним и в дождь, и в слякоть, чаще всего на общественном транспорте, пока тот не соизволит заселиться. Иначе денежек не видать. К тому же тут и схалтурить не получится - волей-неволей будешь подбирать приличные варианты, чтобы впустую не кататься.
Хотя оплата за услуги по факту намного выше. В нашем агентстве тариф - 560 тысяч рублей, сорок процентов из которых агент забирает себе. Для сравнения: заключив договор на условиях предоплаты, сотрудник кладет в карман двадцать процентов от 280 тысяч.
- Проездишь с клиентом неделю из одного конца города в другой - и всё впустую, - жалуется Катя.
- А некоторые так просто нас кидают, — добавляет Маруся. - С одним гомельчанином моталась по столице несколько дней. Когда вроде бы нашли подходящий вариант, он отказался. А на следующий день сам туда и заселился.
- Неужели никак нельзя на него повлиять?
- А как? Разве только к совести воззвать.
Поэтому к просьбам найти жилье по факту относятся весьма настороженно. Со студентами по такой схеме не работают вообще. Только в исключительных случаях. Если за учащегося, к примеру, поручится родитель.
- Был случай, когда с дочерью ездил смотреть жилье отец, солидный такой мужчина: при дорогих часах и в хорошем костюме. Тут сразу видно - заплатят без вопросов, - вспоминает Маруся.
Чаще всего по факту ищут жилье семьи, где оба супруга - люди занятые, им некогда отвлекаться на пустые адреса. С агентом им ездить надежней. Впрочем, часто желающие искать квартиру по факту отсеиваются, когда слышат цену за эту услугу.
На невидимом фронте
Замечали, как агенты повторяют по телефону свое имя и по прибытию в офис настойчиво рекомендуют спросить именно их? Это не случайная просьба, а способ скрытой борьбы за своего клиента. Пришел посетитель, назвал того, к кому он явился, - только попробуй высунуться кто-то другой. Война на невидимом фронте! Здесь не до корпоративного духа и труда на общее благо - каждый работает сам на себя.
Выполнять обязанности коллег сотрудники агентств не любят. Особенно не жалуют тех, кто работает по плавающему графику: три дня через три, неделя через неделю. Получается, заключил агент несколько договоров, получил свой процент и был таков. А ты тут за него отдувайся и бесплатно подбирай его клиенту варианты жилья.
С телефонными звонками строго. Я уже упоминала, что в рекламе на сайтах агент указывает свое имя и номера телефонов, по которым именно ему звонят в поисках жилья. Поднимать чужие трубки, если коллега вышел из кабинета, не принято. Но когда сотрудник уходит на выходной, у него есть сменщик, который работает на этих же телефонных номерах, но под своим именем. Если звонят его напарнику, агент работает с клиентом. Заключит договор - процент от сделки пополам.
- Была у нас тут особо хитрая девушка, - вспоминает Маруся. - Когда она уходила на выходные, то на ее корпоративные телефоны в это время не поступало ни одного звонка. Сколько бы ни давал рекламы в интернете сменяющий ее агент - молчание. Такого просто быть не могло! Оказалось, что она ставила переадресацию на свои личные телефоны. И таким образом переманивала клиентов своего коллеги!
То густо, то пусто
Прожить на одни проценты от сделок довольно сложно. Сегодня повезет - заключишь несколько договоров. А можешь и неделю безрезультатно просидеть у телефона.
- Я как-то за день почти миллион сколотил, - с улыбкой вспоминает Саша. - Три факта и одна предоплата.
Саша - самый веселый и энергичный человечек в агентстве. На месте сидеть не любит - предпочитает работу по факту. Заболтает любого клиента так, что тот чаще всего сразу и заселяется. Несколько лет назад он трудился в сетевом бизнесе, был простым коробейником. Знает, как подать и продать товар. С недвижимостью работает не из-за денег, а потому что нравится общаться с людьми. Гораздо больше прибыли ему приносит разработка сайтов.
Как правило, агенты по аренде жилья еще где-то подрабатывают. Большинство сотрудников - девушки. У них чаще всего есть супруг-спаситель со стабильным доходом.
- Месяц на месяц не приходится. В последний раз у меня вышло около 2 миллионов. Но если что - есть муж. Пусть он и зарабатывает! - смеется Маруся.
Вместо эпилога
Проработав в агентстве несколько дней, я однозначно поняла, что искать съемную квартиру отныне буду только сама. Почему?
Судите сами. В идеале агентство призвано помочь нам оперативно подобрать подходящий вариант съемной квартиры. За это мы им платим немалые деньги. Но жилье ищем, по сути, сами. За наши деньги нас отправляют бродить по заимствованным с объявлений на сайтах адресам или же тем, которые надиктовал по телефону некий Вася Пупкин. Кто даст гарантию, что в выданной в агентстве бумажке указаны именно такие квартиры, какие попросил подыскать клиент? И разве этот самый арендодатель Вася - клиент агентства? Покажите-ка, любезные, договорчик.
Нет такого. Вася квартиру втемную сдает, светиться перед налоговой не хочет. И договор ему не нужен. Как, впрочем, и агентству. Зачем, когда без всяких хлопот можно всучить клиенту Васин адресок - и никакой ответственности. Ни за качество жилья, ни за качество услуг. Да вообще ни за что.
Естественно, в таких условиях агенты и не хотят работать по факту. Тут они сами могут попасть в свои же ловушки - ушлый клиент их запросто оставит без вознаграждения. И предъявить ему будет нечего. По той же причине нет никаких договоров с хозяином сдаваемого жилища. Вы меня отвели по адресу? Вот и спасибо. А теперь докажите, что оказали мне эту услугу.
Гораздо спокойнее отсидеться в теплом офисе, получить свой процент и отправлять людей по непроверенным квартирам. Найдет он нужный вариант - хорошо, нет - особо мои недавние коллеги не переживают. "А как же договор?" - спросите вы. А договор этот, уважаемые, пыль в ваши ясные глазки. Подходящего жилья вам так и не подобрали? Жаловаться будете? А на что? Договорчик этот самый внимательно читали? А там черным по-белому: обязуемся предоставить информацию о наличии свободных площадей на рынке недвижимости для сдачи в аренду жилых помещений по заданным параметрам. Из заданных параметров там лишь цена и количество комнат. Теперь ясно? Вам не квартиру помогли найти, а информацию предоставили! Сообщили адреса. А что квартиры не устроили - ваша проблема. Не дали вам больше адресов? Так в договоре четко написано: если есть на рынке свободные площади. А их как раз сейчас и нет. Так что всего доброго, заходите к нам еще!
В Минском обществе потребителей объяснили, что жаловаться в таком случае действительно бесполезно.
- Со стороны агентства нарушений нет. И никакой ответственности оно не несет, — подчеркнула юрист Валерия Санько.
В общем, никакой предоплаты агентству. В крайнем случае, раскошелюсь на поиск квартиры с оплатой за услуги по факту. Пусть бывшие коллеги все-таки заработают свое вознаграждение.
P.S. Имена героев изменены.
Агент за 2 минуты
Устроиться на работу в агентство недвижимости оказалось проще простого. Вакансий в столичных конторах хоть и заметно поубавилось за последние несколько месяцев, но все равно предостаточно. Текучка кадров в этом бизнесе огромная.
Опыт работы для агента абсолютно не важен. Внимание обращают исключительно на общительность и наличие обаяния. Потому потенциальные работодатели, которых я успела обзвонить, на удивление быстро приглашают обсудить все детали при встрече.
Отправляюсь на собеседование в агентство с графиком работы два через два. В офисе в центре города меня лениво расспросили, где училась, где трудилась, сколько лет стукнуло. Итог собеседования: если есть желание, к работе можно приступить уже завтра. Ни паспорт, ни другие документы, которые могли бы подтвердить мою личность, не понадобились.
Не пошлют, так обругают
Рабочий день начался в девять утра. Искать арендодателей и желающих разместиться на их квадратных метрах нужно до восьми вечера. В небольшом офисе находятся пять-шесть агентов одновременно. В основном молодежь 20-30 лет.
Появление новенькой вызывает бурное обсуждение: где именно обустроить мне рабочее место и кто научит азам профессии. В итоге наставления получала ото всех понемногу.
Мне выдали два мобильника, подключенных к разным сотовым операторам, и… присвоили другое имя. Одна Марина в этом агентстве уже работает и, дабы избежать путаницы, нужно окрестить себя как-то иначе. Так я стала Светланой.
С телефонами для своего же блага должна была ходить весь день: а вдруг пропущу звонок клиента?
Основа основ в работе агента - размещение рекламы. Выглядит это так: сидишь и оставляешь адреса квартир на специализированных сайтах. Основных пять-шесть, разделы в них ежечасно должны пополняться твоими объявлениями. В них обязательно нужно указывать свое имя и телефоны. Так и ведется поиск клиентов. Чем больше их заманишь, тем лучше - оплата сдельная.
- А указывать, что я агент? - спрашиваю у коллег.
- Как хочешь. Я обычно пишу, чтобы меньше ненужных звонков было, - объясняет Маруся. - Многие, как только слышат, что дозвонились до агента, в лучшем случае бросают трубку, в худшем - посылают.
- А я не указываю, - говорит Катя. - Расписываешь человеку во всех красках квартиру, а уже потом называешь себя. Пошлет - так пошлет. Но есть вероятность, что захочет с тобой работать.
Нет квартир - придумай
- Откуда я возьму адреса для рекламы?
- Есть три варианта, - объясняет мне Антон, агент с трехлетним стажем. - Первый - звонят сами хозяева сдаваемых квартир или комнат и называют нам адреса. Второй - списываем с факса.
- Откуда факс?
- Есть у нас человечек, который отдельно принимает звонки от арендодателей. Потом перебрасывает информацию нам. И третий вариант - мониторим в Интернете объявления желающих сдать квартиру и копируем их себе. Если нет свежих предложений, придумываем адреса.
- А если вдруг сочините несуществующий?
- Ну и что, - Антон спокоен. - Мы же номер квартиры не называем.
- Главное - как можно чаще давай рекламу. Больше шансов, что позвонят, - добавляет администратор Оля. - А там все зависит от твоего умения уговорить клиента. Заинтересуешь - придут.
Заманить и одурачить?
Главное для агента, когда он работает по предоплате, - завлечь клиента в офис. Любыми способами. Хоть описывай апартаменты с евроремонтом в центре Минска по удивительно низкой цене. Важно, чтобы человек к тебе пришел. А там скажешь, что столь чудесный вариант только что забрали. Но… есть множество других не менее прекрасных, и мы вам с легкостью подберем необходимый. Только для начала заключим договорчик. Вы нам 280 тысяч рублей - мы вам несколько адресочков. Словом, как у Ильфа и Петрова: "Утром деньги, вечером - стулья!" Обескураженному вашим теплым приемом и обаянием посетителю уйти уже как-то неловко. Психология!
После того как клиент ставит заветную подпись в договоре и отдает денежки, агент обычно при нем же для приличия звонит по нескольким адресам и отправляет обнадеженного искателя жилья в путь. Если в первый заход он себе ничего не подберет, подбрасывают очередную порцию вариантов. Смахивает на лотерею: повезет клиенту - заселится за пару дней, нет - скитания по столице растянутся на несколько недель.
Справедливости ради замечу, что отправляют клиента по реальным адресам. Никакого обмана. Только вот об условиях проживания в этих квартирах агенты знают лишь со слов самих хозяев. И частенько попадают впросак. Сказали человеку, что там есть мебель и хороший ремонт квартиры в Миснке, на деле стоит один полуразрушенный диван, со стен свисают обои и линолеум весь в дырах.
- Получив от клиента деньги, мы его забываем. Дадим пару адресов - и не паримся. Это неправильно, - признается Антон. - Отсюда и репутация у многих из нас такая - обманщиков и обдирал.
Антон мечтает открыть собственное агентство. По его выражению - "идеальное для клиента". Впрочем, подробности своей утопической идеи он так и не раскрыл.
Фактически без факта
Минимум ответственности и почти никакого напряжения - вот чем так привлекательна для агента работа по предоплате. Трудиться с оплатой по факту предпочитают немногие. Как же! Ведь осматривать квартиры придется вместе с клиентом. А значит ездить с ним и в дождь, и в слякоть, чаще всего на общественном транспорте, пока тот не соизволит заселиться. Иначе денежек не видать. К тому же тут и схалтурить не получится - волей-неволей будешь подбирать приличные варианты, чтобы впустую не кататься.
Хотя оплата за услуги по факту намного выше. В нашем агентстве тариф - 560 тысяч рублей, сорок процентов из которых агент забирает себе. Для сравнения: заключив договор на условиях предоплаты, сотрудник кладет в карман двадцать процентов от 280 тысяч.
- Проездишь с клиентом неделю из одного конца города в другой - и всё впустую, - жалуется Катя.
- А некоторые так просто нас кидают, — добавляет Маруся. - С одним гомельчанином моталась по столице несколько дней. Когда вроде бы нашли подходящий вариант, он отказался. А на следующий день сам туда и заселился.
- Неужели никак нельзя на него повлиять?
- А как? Разве только к совести воззвать.
Поэтому к просьбам найти жилье по факту относятся весьма настороженно. Со студентами по такой схеме не работают вообще. Только в исключительных случаях. Если за учащегося, к примеру, поручится родитель.
- Был случай, когда с дочерью ездил смотреть жилье отец, солидный такой мужчина: при дорогих часах и в хорошем костюме. Тут сразу видно - заплатят без вопросов, - вспоминает Маруся.
Чаще всего по факту ищут жилье семьи, где оба супруга - люди занятые, им некогда отвлекаться на пустые адреса. С агентом им ездить надежней. Впрочем, часто желающие искать квартиру по факту отсеиваются, когда слышат цену за эту услугу.
На невидимом фронте
Замечали, как агенты повторяют по телефону свое имя и по прибытию в офис настойчиво рекомендуют спросить именно их? Это не случайная просьба, а способ скрытой борьбы за своего клиента. Пришел посетитель, назвал того, к кому он явился, - только попробуй высунуться кто-то другой. Война на невидимом фронте! Здесь не до корпоративного духа и труда на общее благо - каждый работает сам на себя.
Выполнять обязанности коллег сотрудники агентств не любят. Особенно не жалуют тех, кто работает по плавающему графику: три дня через три, неделя через неделю. Получается, заключил агент несколько договоров, получил свой процент и был таков. А ты тут за него отдувайся и бесплатно подбирай его клиенту варианты жилья.
С телефонными звонками строго. Я уже упоминала, что в рекламе на сайтах агент указывает свое имя и номера телефонов, по которым именно ему звонят в поисках жилья. Поднимать чужие трубки, если коллега вышел из кабинета, не принято. Но когда сотрудник уходит на выходной, у него есть сменщик, который работает на этих же телефонных номерах, но под своим именем. Если звонят его напарнику, агент работает с клиентом. Заключит договор - процент от сделки пополам.
- Была у нас тут особо хитрая девушка, - вспоминает Маруся. - Когда она уходила на выходные, то на ее корпоративные телефоны в это время не поступало ни одного звонка. Сколько бы ни давал рекламы в интернете сменяющий ее агент - молчание. Такого просто быть не могло! Оказалось, что она ставила переадресацию на свои личные телефоны. И таким образом переманивала клиентов своего коллеги!
То густо, то пусто
Прожить на одни проценты от сделок довольно сложно. Сегодня повезет - заключишь несколько договоров. А можешь и неделю безрезультатно просидеть у телефона.
- Я как-то за день почти миллион сколотил, - с улыбкой вспоминает Саша. - Три факта и одна предоплата.
Саша - самый веселый и энергичный человечек в агентстве. На месте сидеть не любит - предпочитает работу по факту. Заболтает любого клиента так, что тот чаще всего сразу и заселяется. Несколько лет назад он трудился в сетевом бизнесе, был простым коробейником. Знает, как подать и продать товар. С недвижимостью работает не из-за денег, а потому что нравится общаться с людьми. Гораздо больше прибыли ему приносит разработка сайтов.
Как правило, агенты по аренде жилья еще где-то подрабатывают. Большинство сотрудников - девушки. У них чаще всего есть супруг-спаситель со стабильным доходом.
- Месяц на месяц не приходится. В последний раз у меня вышло около 2 миллионов. Но если что - есть муж. Пусть он и зарабатывает! - смеется Маруся.
Вместо эпилога
Проработав в агентстве несколько дней, я однозначно поняла, что искать съемную квартиру отныне буду только сама. Почему?
Судите сами. В идеале агентство призвано помочь нам оперативно подобрать подходящий вариант съемной квартиры. За это мы им платим немалые деньги. Но жилье ищем, по сути, сами. За наши деньги нас отправляют бродить по заимствованным с объявлений на сайтах адресам или же тем, которые надиктовал по телефону некий Вася Пупкин. Кто даст гарантию, что в выданной в агентстве бумажке указаны именно такие квартиры, какие попросил подыскать клиент? И разве этот самый арендодатель Вася - клиент агентства? Покажите-ка, любезные, договорчик.
Нет такого. Вася квартиру втемную сдает, светиться перед налоговой не хочет. И договор ему не нужен. Как, впрочем, и агентству. Зачем, когда без всяких хлопот можно всучить клиенту Васин адресок - и никакой ответственности. Ни за качество жилья, ни за качество услуг. Да вообще ни за что.
Естественно, в таких условиях агенты и не хотят работать по факту. Тут они сами могут попасть в свои же ловушки - ушлый клиент их запросто оставит без вознаграждения. И предъявить ему будет нечего. По той же причине нет никаких договоров с хозяином сдаваемого жилища. Вы меня отвели по адресу? Вот и спасибо. А теперь докажите, что оказали мне эту услугу.
Гораздо спокойнее отсидеться в теплом офисе, получить свой процент и отправлять людей по непроверенным квартирам. Найдет он нужный вариант - хорошо, нет - особо мои недавние коллеги не переживают. "А как же договор?" - спросите вы. А договор этот, уважаемые, пыль в ваши ясные глазки. Подходящего жилья вам так и не подобрали? Жаловаться будете? А на что? Договорчик этот самый внимательно читали? А там черным по-белому: обязуемся предоставить информацию о наличии свободных площадей на рынке недвижимости для сдачи в аренду жилых помещений по заданным параметрам. Из заданных параметров там лишь цена и количество комнат. Теперь ясно? Вам не квартиру помогли найти, а информацию предоставили! Сообщили адреса. А что квартиры не устроили - ваша проблема. Не дали вам больше адресов? Так в договоре четко написано: если есть на рынке свободные площади. А их как раз сейчас и нет. Так что всего доброго, заходите к нам еще!
В Минском обществе потребителей объяснили, что жаловаться в таком случае действительно бесполезно.
- Со стороны агентства нарушений нет. И никакой ответственности оно не несет, — подчеркнула юрист Валерия Санько.
В общем, никакой предоплаты агентству. В крайнем случае, раскошелюсь на поиск квартиры с оплатой за услуги по факту. Пусть бывшие коллеги все-таки заработают свое вознаграждение.
P.S. Имена героев изменены.