Со студентов еще спросят за каждый непробитый талончик
Услышав новость о введении в Минске бесплатного проезда для студентов вслед за таковым для школьников, так и хочется спросить, «откуда дровишки?».
Решение об отмене платы за проезд для студентов дневной формы обучения принято. С 13 сентября студентам и учащимся дневной формы обучения учреждений города Минска, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, предоставлено право бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования регулярного городского сообщения, городском электрическом транспорте и в метрополитене.
Напомним, решение сделать для минских студентов бесплатный проезд в общественном транспорте председатель Мингорисполкома Николай Ладутько обнародовал 10 сентября в эфире программы «Картина мира» на телеканале «РТР-Беларусь».
«Да, это тоже подарок ко Дню города, потому что повышение произошло на 50 рублей, и сегодня проезд в городском транспорте стоит всего лишь 950 рублей. При этом себестоимость проезда для городского бюджета составляет 2250 рублей. Поэтому пассажиры платят 40%. Поэтому и депутаты нашего горсовета подтвердили необходимость такого решения. Уже с 10 сентября деньги пойдут на поддержку Минтранса в размере 150 млрд. рублей, что позволит нам до конца текущего года обеспечить функционирование транспорта в достаточно льготном режиме», — сказал Николай Ладутько.
Как пояснил столичный градоначальник, отмена платы за проезд для студентов — это инициатива главы государства, которую тот озвучил 9 сентября во время открытия автовокзала «Центральный».
«В пятницу мы изучили данный вопрос, с 12 сентября студенты дневной формы обучения могут передвигаться по Минску свободно по системе общественного транспорта (в Минске более 250 000 студентов, еще 140 000 — заочники). С понедельника студент может бесплатно передвигаться по Минску по студенческому удостоверению», — заявил Ладутько.
Однако и вчера, и сегодня у всех студентов по-прежнему требовали плату за проезд в общественном транспорте, так как официального решения принято не было, а на слово столичные контролеры не верят даже председателю горисполкома.
Еще сегодня утром пресс-служба Мингорисполкома сообщала, что в ближайшее время вопрос бесплатного проезда для студентов только будет вынесен на рассмотрение Минского городского совета депутатов. В обед та же пресс-служба выступила с новым сообщением — бесплатный проезд для студентов вводится с 1 октября. А еще через три часа с очередной порцией новостей выступил «Минсктранс», где сообщили, что внутренним приказом бесплатный проезд для студентов вводится с 13 сентября.
Таким образом, сейчас фактически вся столичная молодежь будет ездить по городу абсолютно бесплатно. Вместе с детсадовцами и школьниками речь идет о более чем полумиллионе человек.
И это при том, что после нескольких повышений стоимости проезда в этом году и до введения бесплатного проезда для студентов окупаемость общественного транспорта составляла всего порядка 45%. Теперь, очевидно, этот показатель резко пойдет вниз. К слову, окупаемость пассажирских перевозок автотранспортом в городском и пригородном сообщении в последние годы только снижается. Так, в 2009 году окупаемость пассажирских перевозок составляла около 70%.
Транспортники жалуются на постоянный недостаток средств, низкие зарплаты, из-за чего автопарки испытывают острый дефицит водителей. «Минсктранс» неоднократно обращался к городским властям с инициативой повысить стоимость проезда и увеличить размер штрафа для безбилетников.
Откуда у государства деньги на то, чтобы делать бесплатным проезд сначала для школьников, а затем и для студентов, спросили Naviny.by у экономиста Александра Синкевича.
При существующей системе валютного регулирования имеется возможность аккумулировать и мобилизовывать денежные ресурсы, считает эксперт. «Можно запросто перераспределять денежные потоки на поддержку той или иной акции. Скорее всего, властям удалось сделать бесплатным проезд для школьников и студентов именно за счет перераспределения валютных потоков», — сказал экономист.
Александр Синкевич обратил внимание, что не только стоимость или отсутствие платы за проезд для определенной категории населения является мерой социальной поддержки в Беларуси: «У наших соседей, например, вызывает удивление цена топлива в Беларуси. Государство, руководствуясь политическими целями, сдерживает рост топлива в ущерб экономическим интересам. Тем самым ситуация в экономике усугубляется. Это даже не планирование, как было при СССР, это латание дыр. В результате такой деятельности, непредсказуемости ситуации в целом многие предприятия реально сворачивают свою деятельность».
Усугубляя экономические проблемы своими действиями, пуская под откос экономику, власти пытаются решить политические проблемы, подчеркнул Александр Синкевич.
Так, по его мнению, государство поддержало студентов отменой платы за проезд, поскольку это «протестная часть общества». Власти в преддверии осенних уличных акций пытаются хотя бы частично сбить напряженность, тянут время, надеясь на очередные кредиты извне.
«Ситуация может длиться долго. Люди уже понимают, что происходит. Как результат — отток квалифицированной силы из страны. Если так пойдет дальше, нам грозит деградация экономики до уровня Молдовы, когда в стране останутся одни пенсионеры», — сказал экономист.
Елена СПАСЮК