Единой базы учета “откатанных” граждан до сих пор нет
13.09.2011 14:28
—
Новости Общества
Единой базы учета “откатанных” граждан до сих пор нет
Уже полтора года у всех военнообязанных на законном основании снимают отпечатки пальцев. Однако процесс дакторегистрации до сих пор не прописан до конца юридически. Почему многие вынуждены “сдавать пальцы” повторно? А предполагаемый террорист - человек, ради которого все затевалось, избежал этой процедуры?
Фото: kurjer.info |
6,5 тысяч совпадений
“В 2003 году был принят Закон Республики Беларусь "О государственной дактилоскопической регистрации". Первым основанием для "откатки пальцев" было возбуждение уголовного либо административного дела. Вторым – опасная для жизни работа. Государство несет ответственность за своих граждан, особенно за тех, которые могут пострадать в результате трудовой деятельности. Отпечатки нужны для чрезвычайных случаев, например для опознания трупа", рассказывает лидер РПОО "Белорусский Хельсинкский комитет", правозащитник Олег Гулак.
"Все изменилось после теракта на День Независимости 3 года назад. Распоряжением № 103 от 26.08.2008 тогдашний министр внутренних дел Владимир Наумов ввел поголовную дактилоскопическую регистрацию военнообязанных: в подозреваемых ходила вся страна".
Тем не менее, узаконили всеобщую дактилоскопию только через полтора года. С 21 апреля 2010 года начала действовать небольшая, но очень "шумная" поправка: обязательной дакторегистрации подлежат все военнообязанные, то есть граждане в возрасте от 18 до 55 лет, состоящие на воинском учете.
Такая практика принесла плоды. Как сообщает МВД, только в первом полугодии 2011 года было зафиксировано около 6,5 тысяч совпадений отпечатков со следами на местах преступлений (2033 из них были совершены до начала года). В подавляющем большинстве это кражи – 4994 совпадения, разбои и грабежи – 310. Случаи тяжких телесных повреждений встречаются реже – их 148, а также 63 убийства и 21 изнасилование.
"Раскрываемость была бы еще выше, если бы ввели прослушку телефонов и комендантский час, - парирует Олег Гулак. - Но хотят ли этого белорусы? Главный минус поголовной дактилоскопии – нарушение тайны личной жизни. Европейский суд по правам человека именно так оценивает масштабность процедуры и длительность сроков хранения отпечатков".
Согласно Закону "О дактилоскопической регистрации", в некоторых случаях отпечатки пальцев могут храниться в базе данных вплоть до смерти человека, которому они принадлежат.
Парадокс в том, что пальцы предполагаемого террориста – виновника "дактоурагана" в 2008 году – получить так и не удалось. Сотрудник милиции поверил ему на слово. Призывник Коновалов заявил, что уже сдал отпечатки, и в его личное дело пошла соответствующая справка. Впоследствии подобная доверчивость привела к обвинению по статье 428 УК РБ "Служебная халатность". В конце августа нынешнего года дело эксперта было передано в суд.
Раскрытию теракта помешал человеческий фактор. Однако такого бы не случилось, если бы в свое время была создана всеобщая база учета “откатанных” граждан. Удивляет другое: такой базы не существует до сих пор! Именно поэтому многих людей заставляют сдавать отпечатки пальцев повторно.
Как сообщает МВД, отсутствие единого регистра населения – не единственная причина, по которой белорусы вынуждены посещать отделения милиции повторно. Среди прочих называются буквально следующие:
- ошибки в текстовых полях, допущенных при заполнении дактилокарт (правильное написание фамилии, имени, отчества, даты рождения и др.);
- недостаточное качество полученных отпечатков, а это значит невозможность их обработки и внесения в базу данных.
Учитывая подобные недостатки системы учета граждан, вероятность того, что вас пригласят "откатать пальцы" во второй или в третий раз, достаточно велика.
Позвольте вашу ручку
Слабые места процесса дакторегистрации не заканчиваются "хромающей" системой хранения данных. Сначала эти данные нужно получить. С этим тоже возникают вопросы. Ответов на них нет.
За первые 6 месяцев 2011 года благодаря дактилоскопическому учету было раскрыто более двух тысяч преступлений. Однако далеко не все белорусы ставят борьбу с преступностью выше тайны личной жизни – и не спешат сдавать отпечатки пальцев даже в первый раз.
"Сначала участковый звонил по телефону, теперь начал звонить в дверь: просит пройти дактилоскопию. Угрожает штрафом. Что делать?" - вопросы "обычных военнообязанных" в интернете как будто составлены по шаблону.
Во-первых, участковые вообще не имеют права проводить дактилоскопию. Согласно Инструкции о порядке осуществления государственной дактилоскопической регистрации от 9 февраля 2005 года, этим могут заниматься только специально подготовленные сотрудники. Если участковый утверждает, что относится к их числу, потребуйте у него документ, подтверждающий данную информацию. Без него участковый имеет право только проверить паспорт.
Во-вторых, согласно той же инструкции, получение дактилоскопической информации должно проводиться с помощью специальных средств, к коим относится в том числе "живой" сканер и стол для дактилоскопирования. Их в обычной городской квартире нет, на что и можно при желании (точнее, при нежелании) сослаться.
Существует и другой вариант развития событий – сотрудники органов вызывают на дакторегистрацию не лично, а с помощью повестки. Такой способ большинство граждан считает более правомерным, чем визит участкового. А зря. По словам Олега Гулака, повестка на сдачу отпечатков законна только в том случае, если человек проходит обвиняемым по уголовному делу.
"Для того чтобы придать законную силу повестке, направляемой вне рамок дела, нужно вносить изменения в закон о милиции. Это не было сделано. В том, что касается дакторегистрации военнообязанных, закон оторван от всей нормативно-правовой базы", считает Олег Гулак.
Существуют два выхода из ситуации с принудительной сдачей отпечатков: некоторые упорно игнорируют повестки из милиции и визиты участковых, а некоторые, не мудрствуя лукаво, отказываются в письменной форме. Дело в том, что письменный отказ от дактилоскопии подпадает под статью 23.4. Кодекса РБ об административных правонарушениях (Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий) и влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин. По информации МВД, за отказ от дактилоскопической регистрации в суды уже направлено 82 протокола.
Юристы сходятся во мнении, что игнорировать безопаснее. Но это временная мера: от закона невозможно бегать вечно. Поэтому рано или поздно нужно будет либо написать отказ, либо в прямом смысле протянуть милиционеру руку.