Ребро жесткости
Разрыв между официальным и неофициальным курсом валют исчезнет только при условии проведения в стране суровых мер монетарной политики
Совет Министров и Нацбанк подготовили программу по выходу на единый курс белорусского рубля по отношению к иностранной валюте. Пункты плана до сих пор подробно не оглашены, но некоторые из них уже выполняются. Так, на минувшей неделе в целях ужесточения монетарных условий Нацбанк сократил сроки рефинансирования банков посредством двусторонних операций и операций на открытом рынке до 7 дней, а также временно приостановил предоставление финучреждениям кредитов под залог закладных. Меры, как говорят экономисты, может быть, и не настолько радикальные, чтобы разом развязать сложившийся узел проблем, но в любом случае они свидетельствуют о том, что главное финансовое ведомство начало массированную кампанию по стабилизации валютного рынка.
Во властных структурах и в деловых кругах сегодня наконец-то сформировалось единое мнение: операции, связанные с куплей-продажей иностранной валюты, следует как можно быстрее возвращать в легальное русло. Вот уже несколько месяцев сделки на валютном рынке в Беларуси проходят «мимо кассы», а от этого страдают не только те, кто хотел бы прикупить для своих нужд доллары и евро, но и те… кто хотел бы их продать. Ведь желание придержать иностранную валюту не всегда идет на пользу тем, у кого она есть. Во-первых, приходится постоянно юлить в поисках покупателя, ведь продать хочется подороже, а в этом случае путь ведет на «серый» рынок, и продавец преступает закон. А во-вторых, белорусские рубли тоже, как оказывается, нужны многим. Предприятия выплачивают в них зарплаты работникам, погашают задолженность перед бюджетом, да и внутренние сделки с другими предприятиями осуществляют именно в национальной валюте. Иначе говоря, получив возможность покупать и продавать «зеленые» на рыночных условиях, облегченно вздохнут многие…
Нацбанк анонсирует и другие перемены. В частности, с середины сентября прекратятся сделки купли-продажи иностранной валюты между белорусскими банками и субъектами хозяйствования. Исключением станут суммы в пределах тысячи единиц инвалюты. «Заморозить» межбанковский рынок планируется с одной целью: чтобы операции осуществлялись на бирже по одному курсу, который сложится на основании спроса и предложения. По мнению специалистов ведомства, запрет должен предот-вратить резкое падение курса рубля.
«При формировании свободного рынка и уравнивании двух курсов, постепенном устранении спекулятивной маржи валютный рынок страны должен будет заработать в нормальном режиме», — уверен аналитик компании «Business Forecast» Александр Муха. При этом специалист отмечает: Нацбанку и Белорусской валютно-фондовой бирже крайне важно сформировать полностью прозрачное поле, сделав результаты валютных торгов доступными максимальному количеству интересующихся. «Участники будут видеть в своих терминалах все заявки на покупку-продажу иностранной валюты, и если поначалу будет наблюдаться полный спектр цен предложения, то вскоре те, кто завышает стоимость доллара, вынуждены будут поумерить аппетиты и уравнять свои цены с предложениями тех, кто выставляет на торги более дешевую валюту», — говорит Александр Муха.
О том, что чаша предложения на весах рано или поздно качнется вниз, а не вверх, говорит тот факт, что сейчас во многих сегментах рынка наблюдается явный переизбыток валюты. В условиях взвешенной монетарной политики можно ожидать того, что отдельные участники рынка, и в первую очередь банки, могут столкнуться с нехваткой белорусских рублей и вынуждены будут покупать их за свои валютные запасы. Положительным фактором можно назвать и то, что экспортеры, обязанные сдавать государству 30 % своей валютной выручки, вскоре уже не смогут оттягивать до бесконечности принятие оплаты за свои товары и услуги. Не секрет, что сегодня белорусские предприятия используют различные схемы предоставления отсрочек платежа нерезидентам. Специалисты подсчитали: к настоящему моменту в страну «недоехало» порядка $ 5 млрд. — это деньги, которые иностранные партнеры готовы заплатить белорусским производителям, но те, понимая, что продавать валюту государству придется по официальному курсу, не спешат их забирать. Экономисты считают, что, как только страна выйдет на единый курс, следует ожидать существенного увеличения валютной выручки за счет снижения внешней дебиторской задолженности на $ 2—2,5 млрд. в течение ближайших 2—3 месяцев.
Для выхода на единый обменный курс сегодня весьма удачное время. Девальвация белорусского рубля по отношению к мировым валютам прямым образом повлияла на увеличение объемов поступления валютной выручки в страну и на снижение притока импортных товаров. Кроме того, в Беларуси еще одним рычагом решения существующих проблем стала оптимизация бюджетных расходов. В последнее время страновой бюджет исполняется с устойчивым профицитом. Беларусь работает не только в рамках получаемых доходов, но и создает определенную «подушку безопасности». Такой фактор считают крайне положительным в российской инвестиционной компании «UFS». В опубликованном несколько дней назад докладе этой организации фигурируют несколько советов: «Правительству республики необходимо ужесточать фискальную политику, в частности, за счет снижения госрасходов и объемов кредитования в рамках госпрограмм, а также ограничить предоставление ликвидности госбанкам на нерыночной основе. Кроме того, для возврата доверия к национальной валюте целесообразно поддерживать процентные ставки в реальном выражении на положительном уровне». Это уже делается: с начала месяца Нацбанком уже повышена ставка рефинансирования до 27 %, и ведомство анонсировало дальнейшее ее повышение. Это позволит сократить ликвидность в системе, за счет чего будет происходить плавное снижение инфляции и укрепление национальной валюты.
Каким через неделю будет полновесный курс, который устроит как импортеров валюты, так и тех, кому она необходима, прогнозировать сегодня не берется никто. Но в любом случае запустить работу валютного рынка в нормальном режиме многим экономистам видится вполне посильной задачей. Как ожидается, только после того, как сформируется свободный переток валюты из одного сегмента рынка в другой, она в итоге должна появиться и в банковских обменниках. При этом Нацбанк рассчитывает не только на быструю стабилизацию, но и на повышение стоимости белорусского рубля. «Вначале можно предполагать, что курс второй сессии будет значительно выше, чем официальный курс, который устанавливается на первой сессии, — сказал в эфире канала ОНТ первый заместитель председателя правления Нацбанка Николай Лузгин. — Однако вскоре они сравняются. Я бы не советовал сразу бежать и хватать валюту по любому курсу, а подождать некоторое время, присмотреться к ситуации и задуматься, стоит ли это делать». Ранее в Нацбанке заявляли о том, что у ведомства есть возможность для проведения валютных интервенций в случае необходимости.