ПЕДСОВЕТ: ПОТРЯСЕНИЙ И ЛОМОК БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ
Накануне нового учебного года во Дворце Республики состоялось совещание педагогического актива страны. Более чем 2,6 тысячи учителей, воспитателей, руководителей учреждений образования со всех уголков Беларуси приехали в столицу обсудить актуальные проблемы в одной из важнейших сфер жизнедеятельности. В совещании принял участие Президент страны Александр Лукашенко.
Никаких резких потрясений и ломок в белорусской системе образования не будет. Главные цели сегодня — это повышение качества образования, обновление его содержания на основе современных научных знаний. Об этом заявил на совещании педагогического актива глава государства.
Президент отметил, что за прошедшие годы в стране четко определилась стратегия развития национальной системы образования, которая в целом оправдывает себя. По его словам, эксперты ООН отмечают, что по уровню развития образования, в частности по грамотности взрослых, числу учащихся и студентов, Беларусь находится на самых передовых позициях в мире. «Однако это не повод для самоуспокоения», — подчеркнул Александр Лукашенко.
«Государство вкладывает огромные средства в развитие отечественной средней, профессиональной и высшей школы. Но какова реальная отдача? Обеспечивается ли на деле равная доступность к высококачественному образованию для сельских и городских детей, для выходцев из различных социальных слоев?» — обратился Президент к присутствующим.
В вопросе развития в Беларуси системы образования Президент отметил, что «лимит реформ в этой сфере исчерпан, никаких резких потрясений и ломок больше не будет».
По мнению Президента, большое внимание необходимо уделить идеологической и воспитательной работе. Борьба за влияние на молодое поколение во все времена являлась важнейшей политической задачей. Нынешние студенты и школьники, не имеющие тяжелых воспоминаний о «лихих 90-х», воспринимают стабильность и комфортный уклад жизни Беларуси как нечто положенное от рождения. «Новый электорат, выросший в условиях открытости нашего общества, сравнивает зарубежную действительность с белорусской и зачастую делает поспешные, иногда ошибочные выводы, — отметил глава государства. — Все это, а еще юношеский максимализм и обычная для такого возраста склонность к бунтарству приводят к тому, что даже незначительные временные трудности вызывают у молодежи особенно острую реакцию, которую политические противники пытаются использовать в своих корыстных целях. Молодым хочется быть активными участниками событий, «творить историю». Этим пользуются оппозиционно настроенные структуры, которые представляют свои протестные акции как азартные игры, где можно «выплеснуть адреналин».
Глава государства считает, что ситуацию необходимо коренным образом менять и нельзя упускать инициативу из своих рук. «Самое главное — заложить в подрастающее поколение твердый идейный и нравственный стержень, который позволит противостоять всяческим политическим проискам и провокациям. Сегодня во главу угла необходимо поставить патриотическое воспитание. Подчеркиваю, патриотическое, а не националистическое», — заявил Президент.
Молодежь необходимо учить гордиться славным прошлым и настоящим своего Отечества. «Не следует забывать о том, что истинное национальное богатство — это не только поместья и замки шляхты, но и в первую очередь — уникальные промыслы, народное творчество и достижения белорусской и советской культуры. А ведь именно им и не уделяется должное внимание», — считает глава государства.
По словам Президента, особого внимания со стороны педагогов и родителей требуют вопросы общения молодежи в Интернете и, в первую очередь, в так называемых социальных сетях. «В руках преступников они способны стать опасным оружием, в чем на собственном печальном опыте убедилась не одна европейская страна», — отметил белорусский лидер.
Еще одна тема, на которую обратил внимание Президент, — предупреждение и профилактика вредных привычек. В 2010 году под наблюдением наркологической службы Минздрава состояли более 17,5 тыс. несовершеннолетних, причем по сравнению с предыдущим годом их число сократилось всего на 2%. Не менее острыми являются и проблема курения, и подростковая и молодежная преступность. Александр Лукашенко считает, что необходимо срочно принять меры по искоренению этих явлений, угрожающих морали, правопорядку и самому генофонду белорусского народа. «Прямо скажу: будущее нации в опасности, если мы не поправим положение!» — подчеркнул Президент.
Александр Лукашенко поручил принять дополнительные меры по снижению доступности алкогольных напитков и табачных изделий в непосредственной близости от учебных заведений, спортивных объектов, мест молодежного досуга.
Что касается дошкольного образования, то, по мнению Александра Лукашенко, оно пока не может полностью удовлетворить запросы родителей ни по объему, ни по качеству оказываемых услуг. Дошкольные учреждения недостаточно обеспечены квалифицированными кадрами. Лишь половина воспитателей имеют профильное образование. В 2011 году заявки на молодых специалистов удовлетворены всего на 40%. В этой связи глава государства поручил правительству и местным органам власти разработать систему мер, направленных на обеспечение дошкольных учреждений квалифицированными кадрами.
Говоря о среднем образовании, он подчеркнул, что современная белорусская образовательная система должна готовить молодое поколение к жизни и осознанному выбору профессии, научить трудиться и нести ответственность перед семьей и обществом. Что касается проводимого Министерством образования эксперимента по внедрению в учебный процесс планшетов и нетбуков, то Александр Лукашенко считает необходимым всесторонне оценить все последствия для здоровья детей и реального повышения эффективности занятий.
Александр Лукашенко особо обратил внимание на то, что преподаванию информатики, иностранных языков и физической культуры следует придать преимущественно прикладной характер.
В системе профессионально-технического и среднего специального образования необходимо также внести коррективы. В частности, по мнению Александра Лукашенко, в обществе необходимо поднимать престиж рабочих специальностей. Президент констатировал, что профтехучилища из года в год испытывают трудности с набором учащихся, особенно в сфере машиностроения, сельского хозяйства и легкой промышленности.
Немало вопросов, по мнению главы государства, вызывает и система высшего образования, где наблюдаются перекосы в подготовке кадров без учета реальных потребностей экономики, лавинообразный рост платной формы обучения, падение конкурса и приход в вузы малоподготовленных абитуриентов. «Жизнь сегодня требует структурной перестройки объемов подготовки студентов, устранения дисбаланса невостребованных и дефицитных профессий, — сказал Александр Лукашенко. Предложил Президент уменьшить на четверть и сроки получения высшего образования, достичь чего можно за счет сокращения непрофильных дисциплин либо количества часов на их изучение. В целом, по мнению главы государства, должны быть изменены подходы к содержанию вузовской подготовки. В частности, необходимо пересмотреть вузовские программы и ориентировать их в большей степени на практику.
Президент затронул также вопрос оказания спонсорства учебным заведениям. По его мнению, здесь необходимо создать максимально благоприятные и привлекательные условия для привлечения спонсоров и увеличения внебюджетных доходов учебных заведений. В то же время Александр Лукашенко считает, что если обеспеченная семья готова оказать помощь учебному заведению, то «возьмите у них эти деньги и направьте куда надо». «А мы должны в сентябре в Министерстве образования создать под это нормативно-правовую базу», — отметил Президент.
Последняя и немаловажная тема, поднятая главой государства, — значение личности педагога. «Вряд ли кто станет оспаривать утверждение, что самым живым примером для ученика является сам учитель, — отметил Президент. — И как бы ни менялась система образования, какие бы учебные новинки ни обогащали учебный процесс, роль наставника всегда останется главной и определяющей. На него возложена персональная ответственность за юные души, за то, как сложится жизнь каждого воспитанника».
Александр Лукашенко констатировал, что сегодня эти обязанности педагога ушли на задний план. Президент считает, что статус педагогов в обществе надо поднять на новую высоту.