В Беларуси воруют все больше и чаще
В Беларуси растет количество преступлений, связанных с хищениями путем злоупотребления служебными полномочиями. За 6 месяцев 2011 года число их увеличилось в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 5,1% – с 611 до 642.
Как сообщили ЭКОПРЕСС в Генпрокуратуре, доля хищений в доле коррупционных преступлений составила 39,3%. Большинство из них (73,3%) относятся к категории тяжких преступлений.
Существенный рост числа преступлений данной категории отмечен в Витебской (с 62 до 101, или + 62,9%) и Минской (с 70 до 127, или +81,4%) областях.
Значительное количество хищений выявлено в сферах торговли – 104 (в первом полугодии 2011 г. - 107), государственного управления - 90 (46), строительства - 74 (75), сельского хозяйства -73 (69), промышленности - 71 (95).
В системах республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных и подотчетных правительству, выявлено 193 (153) хищения.
Наиболее часто хищения совершались должностными лицами предприятий и организаций, подведомственных Минстройархитектуры – 41 (10), Минтранса - 27 (13), Минсвязи – 19 (14), Минсельхозпрода – 15 (15), Минэнерго – 7 (2), а также Белорусскому республиканскому союзу потребительских обществ – 28 (41).
Опасность коррупционных преступлений данного вида состоит в том, что в результате их совершения государству причиняется ущерб в особо крупных размерах.
По оконченным за 6 месяцев 2011 года уголовным делам установлен материальный ущерб в сумме 16,8 (11,09) млрд. рублей. Наибольший материальный ущерб был причинен совершением хищений в сферах торговли (свыше 3172 млн. рублей), строительства (свыше 2100 млн. рублей), промышленности (свыше 1430 млн. рублей), сельского хозяйства (свыше 472 млн. рублей), государственного управления (свыше 418 млн. рублей).
Данные прокурорского надзора свидетельствуют о том, что факты хищений в системах госорганов и иных организаций, подчиненных правительству, неединичны. Ослабленный ведомственный контроль со стороны руководителей за работой подчиненных должностных лиц создает условия для систематического совершения хищений в качестве преступного промысла.
По этой причине вызывают особое беспокойство факты совершения преступлений на протяжении длительного времени.
Так, в суд направлено уголовное дело по обвинению в совершении 20 преступлений, предусмотренных ч.2 ст.210 УК, должностных лиц ПРУП «Геосервис», подчиненного Минстройархитектуры, которые в 2008-2010 годах похищали денежные средства, полученные в качестве оплаты выполненных инженерно-геологических работ.
В 2011 году в суд были направлены уголовные дела по обвинению в совершении хищений в особо крупных размерах начальника отдела Минстройархитектуры, заместителя генерального директора РУПП «Ольса» (система Минпрома), директора ОАО «Институт «Сельхозпроект» (система Минсельхозпрода), директора РУП «Белэнергосетьпроект» (система Минэнерго).
Результаты анализа показывают, что наиболее распространенными способами хищений являются: непосредственное завладение имуществом, вверенным должностному лицу; незаконное получение должностным лицом премий, надбавок к заработной плате либо выплата должностным лицом денежных средств лицам, не имеющим права на их получение, с последующим их перераспределением; перечисление денежных средств на счета лжепредпринимательских структур под видом исполнения обязательств по договорным отношениям; хищения при осуществлении закупок.
Практика показывает, что осуществление преступной деятельности на протяжении длительного времени оказывается возможным вследствие непринятия со стороны руководителей министерств, ведомств разных уровней должных мер по предупреждению, выявлению и пресечению коррупции, отсутствия системного подхода к проведению антикоррупционной работы, упущений при подборе кадров, недооценки роли ведомственного контроля в противодействии коррупции, ненадлежащего исполнения служебных обязанностей работниками контрольно-ревизионных и кадровых служб.
Значительное количество хищений возможно было пресечь на ранней стадии или даже предупредить их совершение путем принятия простых мер ведомственного контроля: проведения проверок наличия работников на рабочем месте, сохранности имущества и т.п.
В связи с этим Генеральной прокуратурой премьер-министру Беларуси направлено письмо, в котором предложено принять ряд мер по предупреждению и пресечению хищений путем злоупотребления служебными полномочиями.