Огонь, вода и медные трубы…
Как сработала экономика Беларуси в первом полугодии 2011 года?
Многих экономистов сегодня удивляет одно: коллапс на валютном рынке страны формировался на фоне успешно развивающейся экономики страны. В то время, когда основные показатели демонстрировали вполне нормальное состояние, ситуация начала резко ухудшаться, и сегодня ее нормализация происходит крайне медленно. В таких условиях волей-неволей вспоминается фраза, которую часто произносили несколько лет назад, когда экономические сложности испытывали многие мировые державы: «Кризис в головах». На минувшей неделе в Минэкономики подвели итоги первого полугодия 2011 года, которые продемонстрировали, что, возможно, так оно и есть…
ВВП растет, но склады не разгружаются
В частности, индекс производства продукции промышленности в январе—июне 2011 года составил 111,5 % к соответствующему периоду предыдущего года. Как заметили в Минэкономики, благоприятных факторов было немало. В их числе и хорошая конъюнктура спроса на внешних рынках, в особенности увеличение спроса на низкоценовых сегментах российского направления и повышенный потребительский спрос внутри страны, вызванный инфляционными ожиданиями населения. Но, к сожалению, «набег» на магазины так и не смог разгрузить затоваренные склады белорусских предприятий. По состоянию на начало июля соотношение готовой продукции в них к среднемесячному объему промышленного производства составило 54,8 % (60,7 % за аналогичный период прошлого года). И хотя средний уровень запасов к среднемесячному объему производства на 11,2 % ниже, чем в прошлые годы, все равно в стране можно констатировать увеличение запасов готовой продукции. Особенно в стоимостном выражении: только за июнь показатель вырос на Br 582,3 млрд., до отметки Br 8160,9 млрд. Правда, такое положение вещей экономисты объяснили ростом цен на промышленную продукцию.
Анализ итогов работы промышленного сектора показал: если с января по апрель отмечался динамичный рост объемов промпроизводства с 106,4 % до 112,9 %, то вместе с кризисом на валютном рынке начало наблюдаться плавное снижение.
Инвесторы стали осторожничать
В январе—июне 2011 года в республике сохранялись положительная динамика и высокие темпы роста инвестиций в основной капитал. На инвестирование экономики республики за этот период использовано Br 32,6 трлн., что, если сравнивать в сопоставимых ценах с первым полугодием прошлого года, составило 127,6 %. Хотя и здесь не обошлось без депрессивных состояний. Специалисты заметили, что динамика инвестиций характеризуется снижением темпов роста от месяца к месяцу. Единственный месяц, который вдруг стал рекордным по привлечению капиталов в экономику, — это май. По его итогам инвестиции приросли сразу на 34,7 %, но этот рост был обусловлен проведением разовой девальвации белорусского рубля и за счет курсовой разницы по ранее заключенным договорам в валюте. В итоге в июне траектория резко пошла по нисходящей — на 39,2 %.
Как и ранее, черепашьими темпами продолжает осуществляться привлечение прямых иностранных инвестиций. За пять месяцев текущего года в страну на чистой основе привлечено всего $ 743,1 млн., что составляет всего 11,4 % от запланированного годового объема. Впрочем, в Минэкономики не теряют надежды быстро наверстать упущенное. К примеру, анонсированная на осень сделка по продаже 50 % акций «Белтрансгаза», как ожидается, принесет сразу $ 2,5 млрд.
Ажиотаж прошел даром
В январе—июне 2011 года высокие темпы роста розничного и оптового товарооборота стали одними из ключевых факторов роста ВВП. Темп роста валовой добавленной стоимости в торговле составил 129,5 %, что является наивысшим показателем среди других секторов экономики. В первом полугодии темпы роста товарооборота составили 118,4 %, что объясняют высокими девальвационными и инфляционными ожиданиями населения. Но предпринимаемые правительством меры, такие как регулярный мониторинг потребительского рынка, увеличение отгрузки продукции, введение свободного ценообразования на ряд продуктов, целенаправленная работа по урегулированию вопросов с валютой, свели ажиотажные настроения на нет.
А проведенная девальвация и быстрый рост цен привели к падению потребительского спроса в июне. В результате снижение розничного товарооборота торговли в июне по сравнению с маем составило около 20 %.
Автомобили на $ 1,5 млрд.
Высокий внутренний спрос, рост цен на топливо и повышенный спрос населения на импортные автомобили обусловили в первом квартале заметное ухудшение ситуации во внешней торговле. Ее дефицит превысил ВВП на 20 %. Но потом начался откат на прежние позиции: по итогам января—мая уровень дефицита внешней торговли сократился до минус 11,8 % ВВП. Сальдо внешней торговли товарами и услугами за январь—май 2011 года сложилось в размере минус $ 2,6 млрд. и ухудшилось по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на $ 772,7 млн. Вместе с тем, как говорят в Минэкономики, девальвация белорусского рубля оказала позитивное влияние на развитие внешней торговли. За первые пять месяцев года впервые за последние несколько лет темпы роста экспорта товаров превысили темпы роста их импорта — 161,2 % против 156,7 %. То есть белорусы начали учиться жить по средствам. «В результате в мае сальдо внешней торговли товарами и услугами впервые начиная с февраля 2010 года сложилось положительным и составило $ 116 млн. Это сальдо образовалось в условиях наличия валютных ограничений, что не позволяет сделать однозначный вывод об устойчивости тенденции. С другой стороны, положительное сальдо было достигнуто в месяц максимального за все годы объема ввоза легковых автомобилей — на сумму $ 460,2 млн. Всего же за пять месяцев их ввезено в страну на сумму более $ 1,5 млрд.», — констатировали в Минэкономики.
Романс для финансов
Экономисты отмечают, что сегодня можно наблюдать положительные тенденции роста выручки и прибыли от реализации белорусской продукции. Однако улучшение финансовых показателей организаций обусловлено преимущественно инфляционными процессами. По итогам полугодия индекс цен производителей промышленной продукции увеличился по сравнению с декабрем 2010 года на 48,4 %. Несмотря на положительный эффект девальвации для экспортеров, валютные ограничения и повышение себестоимости привели к увеличению объемов кредиторской (на 60 %) и дебиторской (на 47 %) задолженностей. К сожалению, число предприятий, испытывающих постоянные финансовые трудности, не снижается. Хотя, с другой стороны, и не растет — их 878, или 10 % от общего числа учитываемых организаций. Правда, следует признать, что в 23 раза выросла сумма чистого убытка таких компаний.
В условиях финансового коллапса правительству удалось сделать главное — сохранить рабочие места. Более того, даже сегодня продолжается рост численности занятых в экономике — на 0,5 %, до 4665,8 тыс. человек, а официально регистрируемая безработица остается такой же, как и год, и два года назад, — примерно 0,7 %.