«ГОРЯЧЕЕ» НАПРАВЛЕНИЕ
28.07.2011
—
Новости Общества
Если вы думаете, что самое сложное летом — это покупка билетов на поезда и самолеты южного направления, вы глубоко ошибаетесь. Больше всего «билетных» проблем в это время возникает у минчан — родителей несовершеннолетних детей.
Постановлением Совета Министров №202 «О некоторых вопросах проезда обучающихся» от 16 февраля 2011 года учащимся общеобразовательных учреждений Беларуси было предоставлено право бесплатного проезда в общественном транспорте от места жительства до школы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня. Этот документ не предусматривает бесплатный проезд школьников к месту получения внешкольного образования — на секции, кружки, в клубы, а также к месту соревнований или по другим личным делам. Поэтому 16 марта текущего года на 7-й сессии Минского городского совета депутатов было принято решение, позволяющее столичным школярам бесплатно путешествовать по родному городу.
Для школьников Минска с 7 апреля проезд бесплатный по всему городу, сообщил корреспонденту БЕЛТА генеральный директор КТУП «Минсктранс» Леонтий Папенок. По словам гендиректора КТУП «Минсктранс», бесплатный проезд не будет иметь временных ограничений: этим правом столичные школьники смогут воспользоваться в выходные дни, а также на каникулах.
Тем не менее, уже в конце мая в городском автобусе с дочери-второклассницы потребовали плату за проезд.
Несмотря на то, что мы стали отнюдь не первым объектом придирок, сначала я даже не поняла, в чем дело. Несмотря на то, что на календаре было еще 31 мая, кондуктор главного городского маршрута бодро объясняла пассажирам с детьми, что бесплатный проезд для школьников — только до 1 июля. Подискутировав пару минут, я согласилась оплатить проезд, честно предупредив, что в качестве моральной компенсации напишу жалобу. После этого претензии прекратились сами по себе, а кондуктор, пообщавшись с кем-то по телефону и уточнив правила, даже поблагодарила за то, что я восполнила пробел в ее профессиональных знаниях.
Конфликтная ситуация разрешилась, но «осадочек остался». И обнаружив на сайте «Минсктранса» номера телефонов, по которым предлагалось обращаться гражданам, интересующимся стоимостью проезда, я без колебаний взялась за трубку.
— По правилам у вас должна быть справка из школы, — любезно пояснили мне на другом конце провода. — Причем желательно бессрочная. Если там будет указан срок действия, к примеру, 2010/2011 учебный год, то после его окончания кондуктор имеет право потребовать плату за проезд. Вдруг ваш ребенок уже не будет учиться в школе?
Интересно, как это ребенок после окончания второго класса «не будет учиться в школе»? В университет, что ли, поступит на базе неполного начального образования? Подобных случаев не припоминаю. Останется сидеть дома? Подозреваю, что в таком случае через неделю-другую дочка окажется в приюте, а я — на заседании комиссии по делам несовершеннолетних, решающей вопрос о лишении меня родительских прав. Ведь в начале каждого учебного года в семьи, воспитывающие малолетних детей, звонят представители так называемого всеобуча, уточняющие, где учится ребенок. Да и школа требует оправдательные документы за каждый пропущенный день: как минимум, заявление родителей с просьбой отпустить чадо «по семейным обстоятельствам».
Что касается «бессрочности» справки, то это тоже весьма спорный вопрос. Можно ведь взять ее и в последние месяцы учебы в 9-м или 11-м классах. И бесплатно кататься в студенческие годы? Или правила транспортников предполагают разные виды справок, в зависимости от возраста ученика?
— Существует единая форма справки, — пояснили в районном управлении образования. — И вряд ли администрация школы пойдет на то, чтобы выдавать этот документ, не указав срока действия. Ведь ваш ребенок может перейти в другую школу, поступить в гимназию. Он не перестанет быть школьником, но бумага-то станет недействительной.
— Мы выдаем ученикам справки, действующие до 30 июня включительно, — подтвердила директор одной из минских школ. — Следующую можно будет получить после первого сентября. Как быть в июле-августе? Честно говоря, не знаю… Никаких дополнительных указаний после вступления в силу решения Мингорсовета мы не получали.
Прямо заколдованный круг получается! Следующую бумажку с печатью наши букашки-первоклашки получат только после первого сентября. И как быть, если в июле-августе дети столкнутся в транспорте с особо бдительным и принципиальным контролером? К слову, фотография на справке не предусмотрена. И как разобраться, кто воспользовался сим важным документом — законная владелица или ее старшая сестра? В конце концов, существует такой документ, как родительский паспорт, в который внесены сведения о детях, а отдых за пределами Беларуси предполагает наличие этого документа даже у грудничков. Почему он не может заменить пресловутую справку? Ведь понятно, что 12-летний подросток не может быть даже учащимся профтехучилища — возрастом не вышел. Да и на работу до 14 лет его не возьмут. Примером может служить железная дорога, предоставляющая бесплатный проезд дошколятам. Справки из детсада там не требуют — для того, чтобы получить бесплатный квиток-билет, нужно предъявить любой из трех документов: свидетельство о рождении, паспорт ребенка или родительский паспорт, пояснили мне в службе 105.
Что ж, перезваниваю в Минсктранс еще раз. И узнаю, что для столичных школьников главное — это наличие справки вообще. «Срок годности» в летнее время роли не играет.
— Да, нам жалуются на кондукторов, — подтвердила моя собеседница, — приходится вести с сотрудниками разъяснительную работу.
«Разъяснительная работа», судя по всему, впрок не идет. Уже в конце июня автор этих строк случайно подслушала в троллейбусе разговор двух бабушек, жаловавшихся друг другу на то, что с внучат пытались потребовать плату за проезд на основании того, что «учебный год закончился». А не далее как утром 7 июля в автобусе с госномером 3343-7 АА, работающем все на том же, «сотом», маршруте, я снова стала свидетельницей разборок между кондуктором и школьницей. При этом справка из школы у девушки была! Но кондуктор бодро разъясняла ей все то же постановление Совмина, предоставляющее льготы исключительно в учебное время. Пришлось вмешаться и провести билетеру дополнительный правовой ликбез. Никаких возражений я при этом не услышала — кондуктор тихонько ретировалась в противоположный конец автобуса, оставив меня в невеселых раздумьях: судя по ситуации, нас, школьников и их родителей, элементарно держат за «лохов». Дескать, не знаете законов назубок — ваши проблемы, правым будет тот, кто увереннее и громче крикнет.
Так что на месте транспортников я бы оставила в покое несчастных школяров и переключила внимание на другие категории потенциальных «зайцев». Редчайшее зрелище — кондуктор, требующий у бомжа плату хотя бы за проезд, не говорю уже за багаж, хотя мешки с бутылками и вязанки макулатуры занимают немало места. Зато прошлым летом была свидетельницей того, как женщина(!) в форменном жилете не поленилась остановить троллейбус и выгнать под проливной(!) дождь двух 10—12-летних девчушек, вскочивших в транспорт, чтобы проехать одну(!) остановку — от школы до поликлиники. И такое ужасное зрелище, которое видела не только я, но и другие пассажиры: к 70-летнему соседу-инвалиду кондуктор придралась из-за того, что он заламинировал удостоверение, дающее право на бесплатный проезд. То, что оно истреплется за месяц, облеченной правом проверки даме, видимо, в голову не пришло. А потом мы удивляемся, почему бригады контролеров народ называет «зондеркомандами», почему люди грудью становятся на защиту «зайца»-студента и собирают для него деньги на оплату штрафа… Действие равно противодействию! И неграмотные, а порой и невежливые действия кондукторов провоцируют негативное отношение к представителям этой профессии. Да, правила существуют, но, исполняя их, не мешало бы руководствоваться не только тем или иным параграфом документа, но и здравым смыслом. P.S. Впрочем, «работа над ошибками» в Минсктрансе ведется. Наши коллеги, опубликовавшие уже несколько статей, посвященных транспортным проблемам школьников, недавно получили ответ за подписью генерального директора КТУП «Минсктранс» Леонтия Папенка. «Утверждение образца справки и порядок ее выдачи учащимся находится в компетенции Министерства образования Республики Беларусь, — говорится в этом документе. — Действующий образец справки разработан в соответствии с постановлением этого Министерства. Государственным учреждением «Столичный транспорт и связь» в Минский городской исполнительный комитет направлены предложения по усовершенствованию формы справки, дающей право бесплатного проезда учащимся».
Что ж, хочется верить, что к началу учебного года конфликт, возникший, по сути, на ровном месте, будет исчерпан. А пока хочется верить в то, что в последний летний месяц кондукторы и контролеры станут относиться к детворе более лояльно.
Екатерина АРТИШЕВСКАЯ