Вода камень точит
Вода камень точит
Дома культуры, остро нуждающиеся в капитальном ремонте, на селе не редкость. Построенные в советское время «толокой», без проектов и привязок к местности, они превратились в серьезную проблему для местных властей. Балансировать на грани риска или закрывать аварийные здания? Эту дилемму решают на Гомельщине.
На скорую руку
В исторических хрониках можно найти упоминание о том, что мастеровым из Грабовки Гомельского района в свое время доверили строить мавзолей на Красной площади в Москве. По иронии судьбы самой деревне гораздо меньше повезло с долговечностью объектов. Местный пенсионер Ефим Башлаков в письме в редакцию суть назревающей беды обрисовал кратко, но емко: «Через 3 — 4 года в наш Дом культуры будет не войти. Здание рушится, виновных не найдут. Срочно примите меры». Его тревогу разделили еще три десятка местных жителей, поставив свои подписи.
...Грабовка встречает свинцовыми тучами и проливным дождем. Ухабистая улица ведет к центру деревни, где стоит клуб. Официально здание закрыли месяц назад. Ефим Ефимович торопит меня на пути к ДК. Говорит, ливень на руку. Мол, все «больные места» будут видны, как на рентгеновском снимке.
— А почему вдруг вы решили написать в редакцию? — перепрыгивая через лужи, прощупываю мотивы гражданской позиции человека, который в силу возраста вполне может обойтись без клубной жизни.
— Да ведь с меня все началось.
Та еще, выяснилось, история. В середине 80–х Башлаков вернулся из Норильска в родную Грабовку. Тогда же в деревне сгорела бывшая панская усадьба XIX века, где размещались сельсовет, клуб, библиотека. Ефим Ефимович вечерами наблюдал, как молодежь разбредалась по кустам, — «горелку» пить. Его такое положение дел возмущало. Потому и написал в Центральный комитет комсомола в Москву. Последовала молниеносная реакция. В Грабовке «высадились» комсомольцы–аппаратчики. Собрали людей, приняли решение. Деньги на клуб поступили быстро. Быстро его и построили — по типовому варианту того времени: плоская кровля, два этажа, огромный холл, зал на 300 мест, коридоры.
Где плоско, там и рвется
Для деревни в 750 жителей столь масштабный очаг культуры, открытый на заре 90–х, и вправду выглядел подарком судьбы. Но вскоре у «подарка» потекла крыша...
— Ясно, напортачили с ливневой системой, — Башлаков, строитель по профессии, невооруженным глазом видит корень клубных бед. — Вода с крыши стекает прямо по стенам.
— А я за такие кровли головы бы откручивал, — вливается в разговор под дождем председатель сельисполкома Михаил Ануфриев. — С плоскими крышами всегда проблемы. Вот у школы у нас — такая же. Тоже текла. Благо сделали качественный ремонт.
Самое обидное, что в Грабовский дом культуры в 2003 году уже вкладывали деньги из бюджета. Полностью поменяли кровельный «ковер». А вот на оцинкованные парапеты, чтобы осадки столь стремительно не разрушали крышу, средств не хватило. Вначале это стоило 4 миллиона рублей. Год спустя — 6 миллионов, потом — 9. Не потянули. Из–за отсутствия парапетов ли, по другой ли причине, не увиденной специалистами, но одна из несущих стен клуба сначала дала трещину, а ныне после зимы и вовсе стала разрушаться.
Культурная «эволюция»
...Налетаю на проволоку, которой обнесли рухнувший угол Дома культуры. Белый облицовочный кирпич, обнажив красную внутренность, лежит грудой у ног... Если стена и дальше будет сыпаться, то плита перекрытия упадет. Внутри картина не лучше. Повсюду грибок и плесень. Директор клуба Ирина Белоножко двумя руками поднимает тяжелые кресла, блокирующие путь в зрительный зал. По стене вода течет ручьем...
— Вы разговаривать лучше на улицу идите, — мягко выпроваживает председатель исполкома. — Не нужно здесь экспериментов.
Ефим Башлаков на ситуацию смотрит с точки зрения строителя: угол надо срочно спасать, иначе рискуют потерять все здание. Глава сельисполкома тоже за спасение клуба. Но к пониманию проблемы «приложить» деньги не может. В бюджете этого года такие траты не предусмотрены.
— У вас же здесь птицефабрика «Рассвет» — крупное предприятие. Местные жители работают. Просили о помощи? — вслух перебираю варианты.
— Не просил, — честно признается Ануфриев. — У них сейчас масштабные планы по расширению производства... А временный вариант найден. Клуб и библиотека пока переедут в помещение сельсовета. Мы им выделяем две большие комнаты. Культурная жизнь будет продолжаться. А там, надеюсь, появятся средства на ремонт ДК.
Каким выйдет здание после очередной зимы с отключенным в сезон отоплением, предсказать никто не берется. Как и просчитать, во что выльется ремонт. Пока же местная молодежь останется без дискотек — их негде проводить, детвору немного «урежут» в кружках, хоть и обещают их сохранить по максимуму, не будет и прежних масштабных праздников на сцене ДК.
Тем временем на территории Грабовского сельского Совета, где живут около 1,7 тысячи человек, в статусе клуба остался единственный ДК, работающий в бревенчатой избе соседней деревни Песочная Буда. А неподалеку от него можно увидеть еще один памятник аварийной архитектуры — новый клуб. Его начали строить в 90–х, но, дойдя до кровли, остановились. Коробок получилось много. А толку...
Прямая речь
Вячеслав Дорощенко, заместитель председателя Гомельского райисполкома:
— Проблема капитальных ремонтов сельских домов культуры назрела давно. В свое время сельскохозяйственные предприятия строили их хозспособом, без каких–либо проектов. Потом эти здания передавались на баланс отдела культуры. Благодаря государственной программе возрождения и развития села заметно подтянули клубы в агрогородках. Но проблемы в отдаленных деревнях остались. В одночасье их не решить. Мы, например, идем по такому пути. Если видно, что здание нельзя использовать и нет возможности оперативно его отремонтировать, временно выводим из эксплуатации, а культработников размещаем в приспособленных помещениях — сельсоветах, школах.
Фото автора.