Спасите наши метры
Спасите наши метры
В читательской почте «СБ» писем от горожан, недовольных развернувшимся рядом строительством, всегда немало. «Детей лишают площадки для игр!», «Собираются вырубить наш сквер!», «Вокруг шум и грязь!» — это, пожалуй, основные претензии. Однако ситуация в бывшем военном городке «Уручье» выделяется из общего ряда однотипных проблем. «Аборигены», старожилы района из «хрущевок» советского периода, ведут отчаянный спор с «пришлыми», спешащими быстрее получить ключи от новеньких квартир в десятиэтажке. Камень преткновения — небольшой участок внутридворовой дороги. Старожилы полны решительности: ездить по ней новоселы не будут! Хотя иначе добраться до новостройки пока проблематично.
«Мы не против новых соседей, — сразу предупредила меня одна из жительниц дома № 4 по улице Уручской, молодая мама Елена Майкова. — Мы против того, чтобы они использовали наш проезд для подъезда к собственному дому».
«Проезд раздора» — отрезок дороги в сотню и шириной чуть более 5 метров. В час пик здесь впору ставить регулировщика: не улочка — оживленная трасса. По ней привозят детей в детский сад, въезжают–выезжают жители 9 домов. Десятиэтажная новостройка — десятый. А еще теоретически может появиться и одиннадцатый — на месте снесенного поблизости барака собирались одно время вести строительство. Итак, на минутку представим себя на месте старожила.
— Тротуара возле дома нет, — перечисляют местные жители, устроившие возле подъезда народное вече. — Ходить приходится по дороге. Небезопасно! А вдруг дети под колеса выскочат? Кроме того, из–за постоянного транспортного потока тяжело дышать. Мы сами высадили деревья, а сейчас их вырубают. Если жителям новостройки разрешат использовать наш проезд, ситуация только усугубится. Сколько же можно терпеть?
Аргументы принимаются. Наши дворы действительно переполнены машинами. Администрация Первомайского района в переписке с жильцами удачно ссылается на причины объективные — общегородскую проблему парковок авто на внутридворовых территориях: «Они были устроены при строительстве домов согласно ранее существовавшим нормам и не рассчитаны на резкий рост количества автомобилей». А тема вырубки деревьев в читательской почте — так и вовсе одна из самых в последнее время обсуждаемых. Впрочем, на другой чаше весов — жилищный вопрос людей, чье новоселье постоянно отодвигается. Как найти компромисс между 200 «аборигенами» и 150 семьями «пришлых»?
— Мы предложили 4 варианта объезда, — уточняет Елена Майкова. — По нашему мнению, реализовать их не так уж и сложно. Но ответ прост: денег нет, зато нам предложили благоустройство во дворе. Мы готовы от него отказаться, только бы машины не ездили мимо нашего дома транзитом...
— Проект согласован и прошел экспертизу, — эмоционален председатель ЖСК «Рысь» Николай Захаров. — Поэтому, как бы тому ни противились жильцы дома № 4, этот проезд мы до своего дома подведем. Другое дело, что ездить мы собираемся не той дорогой, о чем, кстати, жильцам дома № 4 не раз говорили, а другой, через гаражи. После того как наш дом будет сдан, самолично разобью на злосчастном проезде цветочную клумбу, — чтобы оппоненты не смогли парковать машины на нашей стоянке. Кстати, в случае чего, новой дорогой смогут воспользоваться спасатели. Подумайте, 150 семей вынуждены платить за съемные квартиры, ждать, пока руководство кооператива и администрация города найдут компромисс с жалобщиками.
Очевидно, отступать никто не намерен. Порой дело доходит чуть ли не до потасовок. Ситуацию подогревают и официальные ответы, коих у жителей дома № 4 по улице Уручской накопилась целая стопка. Вот передо мной копия письма от 18 апреля 2011 за подписью тогдашнего заместителя главы администрации Первомайского района Василия Ефименко: «Администрация района считает недопустимым организацию въезда (выезда) автотранспорта от строящегося дома ЖСК «Рысь» через существующую застройку по проезду жилого дома № 4 по ул. Уручской». Однако не прошло и двух недель, как появляется очередной ответ от главы администрации Игоря Кудревича: «После сдачи жилого дома в эксплуатацию будет выполнено благоустройство с увеличением парковочных мест и организацией пешеходной дорожки. При этом ширина проезжей части останется 5 метров и будет использоваться для проезда к жилому дому ЖСК «Рысь». Кому верить? Знает ли правая рука, что творит левая? Кажется, запутались уже все. А была бы у властей внятная позиция, глядишь, и снизился бы градус напряженности вокруг «проезда раздора».
***
Уплотнение жилой застройки — тема для горожан весьма болезненная. Нормы советских времен не были, например, рассчитаны на повальную автомобилизацию населения. И сейчас в поисках свободного клочка земли проектировщики вынуждены «захватывать» стоянки, детские площадки, скверы, к негодованию старожилов. Ведь если где–то прибудет, то где–то должно и убыть.
— Проблема в том, что в Минске заканчиваются свободные строительные площадки, есть лишь несколько за кольцевой, — подытоживает начальник архитектурно–планировочной мастерской «Минскпроекта» Юрий Комиссаров. — Например, Щемыслица — это пахотные земли. Каменная Горка, Домбровка, Восточный, бывший полигон «Колодищи» — вот практически и все, что будет осваиваться. Уплотнениями в последнее время мы занимались мало. Там начинать нужно с разработки Мингорисполкомом детальных планов и согласования их с местными жителями. Хотя пошли на это в Уручье, на улице Шугаева, однако по утвержденному социальному плану, прошедшему обсуждение с населением. А вот, к примеру, рассмотрим район улицы Волгоградской. Пятиэтажная застройка почти в центре города утопает в зелени, неплохие инженерные сети. Воспользоваться и построить несколько домов, заняв эти зеленые пятачки? Это нерационально. Ведь остальным домам тогда понадобится тепловая реабилитация, придется заново решать вопрос с организацией внутридворового движения, некоторые сети — реконструировать, а значит, вскрывать асфальт, вырубать деревья...
Как видим, в масштабе города разумный компромисс между старым и новым возможен. А на отдельно взятой улице Уручской?
Автор публикации: Дмитрий УМПИРОВИЧ
Фото: Александр РУЖЕЧКА