По средам у милиции — хапун, по четвергам — отходняк?
Бросив все силы на подавление акций «молчаливой революции» по средам, генералитет МВД упустил из виду истинное предназначение милиции и, по всей видимости, ослабил хватку в борьбе с криминальной гидрой. К таким выводам интернет-газета Naviny.by пришла, изучив открытую информацию о зарегистрированных в Минске преступлениях по итогам беспокойных сред и совсем нереволюционных четвергов.
Сразу следует оговориться: белорусская статистика вообще — девушка двуликая, а милицейская — в особенности, ибо ей присуща так называемая латентность. То бишь, речь о неучтенных по разным причинам, но совершенных преступлениях. Поэтому в данном случае что имеем, то и подсчитываем. А имеем мы ограниченно обнародованные сводки преступлений и правонарушений ГУВД Мингрисполкома.
Напомним, что первая акция, организованная группой «Революция через социальную сеть», состоялась вечером 8 июня. На пробный шар со стороны силовиков резких действий не было, но за молчаливо аплодирующими на Октябрьской площади людьми они наблюдали. За те сутки дежурная часть ГУВД зарегистрировала 83 преступления, в том числе 62 — по линии уголовного розыска. Криминальные итоги четверга 9 июня были уже иными: 108 преступлений, в том числе 85 — по линии уголовного розыска.
За «молчаливую» среду 15 июня было зарегистрировано 86 преступлений, в том числе 76 — по линии уголовного розыска. А за четверг 16 июня милицейская статистика зафиксировала 96 преступлений, из них 79 — по линии уголовного розыска.
Среда 22 июня принесла такие итоги: 94 преступления, в том числе 73 — по линии уголовного розыска. Четверг 23-го «отчитался» 107 преступлениями, из которых 89 «числились» за минским угро.
Сводка преступлений и правонарушений за среду 29 июня сообщает о 98 зарегистрированных преступлениях, 83 — по линии угро. Следующие сутки отметились скачком криминала в столице — за четверг 30 июня зарегистрировали уже 128 уголовно-наказуемых деяний, 101 из которых подпадало под зону ответственности уголовного розыска.
Праздничное воскресенье 3 июля выдалось относительно мирным. Стражи порядка зарегистрировали всего 26 преступлений, 23 — по линии угро. И в этом нет ничего удивительного: милиция работала в усиленном варианте по всей стране. Традиционно в этот день криминальная гидра, образно выражаясь, тихо отлеживается в своей норе. Но вот в понедельник 4 июля она словно решила отыграться. За те сутки в столице зарегистрировали ровно 100 преступлений, в то числе 85 по линии угро.
Не в пользу милиции и статистика 6 июля, когда координаторы акции изменили формат и рассеялись по разным точкам города. Сводка преступлений и правонарушений ГУВД сообщает о 103 зарегистрированных преступлениях в злополучную среду, 90 из них — по линии уголовного розыска. По итогам четверга 7 июля «дежурка» головного офиса минской милиции зафиксировала 107 злодеяний, в том числе 96 — по линии уголовного розыска.
Возможно, не совсем корректно говорить о прямой связи протестных акций с динамикой зарегистрированных преступлений. Но фактом является то, что на подавление, разгон и брутальный захват участников «молчаливой революции» и всех, кто под милицейскую руку попался, в приказном порядке направляются огромные милицейские силы. В их числе — не только натасканные на ликвидацию уличных беспорядков спецподразделения. Задействуют на борьбу с «революционерами» сотрудников уголовного розыска и других служб, у которых своей собственной работы предостаточно.
Из обоймы своих прямых служебных обязанностей выпадают участковые инспекторы милиции, «авторы» большинства протоколов об административных правонарушениях. Вместо того чтобы разбираться с алкашами и дебоширами на своих участках, они оформляют по «революционным» средам бумаги якобы за нецензурную брань. Да у них в каждом дворе и доме найдется не один десяток реальных кандидатов на административный арест за действительно «явное неуважение к обществу»!
Есть и еще один статистический малоприятный для МВД момент. К месту заметить, что самый высокий уровень преступности среди регионов наблюдается именно в Минске. По данным 2010 года, в столице в пересчете на 10 000 человек приходилось 193,5 преступления. На втором месте — Минская область (153,7).
Хотя чиновники в погонах и выражают радость по поводу увеличения показателя по раскрываемости преступлений в Беларуси с 57,7% в 2009 году до 61,2% в 2010-м, но количество нераскрытых все равно остается впечатляющим. В Минске, кстати, общая раскрываемость и того ниже — около 50%. А по квартирным кражам так вообще такая, что ее охраняют, как военную тайну.
Вот и спрашивается: «моя милиция» нынче кого бережет и на страже чьих интересов стоит?
Посмотрим-посчитаем, что покажет милицейская статистика за среду 13 июля на фоне последующего четверга.
Виктор ФЕДОРОВИЧ