Как работают нововведения

Источник материала:  

Как работают нововведения в Хозяйственном суде Минской области при рассмотрении им различных категорий дел?

Насыщенной и познавательной оказалась конференция, проведенная Хозяйственным судом Минской области совместно с Минским областным отделением ОО «Белорусский республиканский союз юристов» и ООО «ЮрСпектр». Представители субъектов хозяйствования с интересом ознакомились с практикой рассмотрения этим судом различных категорий дел с учетом изменений гражданского, хозяйственного процессуального и налогового законодательства, дел по спорам, связанным с оборотом объектов недвижимости, дел об административных правонарушениях с учетом положений Директивы № 4, по спорам, возникающим при заключении, изменении и расторжении договоров поставки. Заместитель председателя Хозяйственного суда Минской области Эдуард Максимович и судья этого суда Зинаида Янович, в частности, рассказали о практике рассмотрения различных категорий дел с учетом изменений гражданского, хозяйственного процессуального и налогового законодательства.

Преимущества приказного производства

Институт приказного производства появился в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь с 1998 года. Не вызывает сомнений важность приказного производства как для сторон, обращающихся в суд, так и для судей. Цель приказного производства — чтобы более простые дела рассматривались быстрее, чем дела сложные, масштабные. Это средство судебной защиты имеет ряд существенных преимуществ перед исковым производством, таких как сокращенные сроки рассмотрения, низкая ставка госпошлины, возможность несоблюдения обязательного претензионного порядка. Кроме того, дело в порядке приказного производства рассматривается без вызова сторон в суд, что значительно сокращает дополнительные затраты и экономит им время. В состав требований может включаться взыскание основной суммы долга, неустойки и процентов, если они признаются должником. Заявление о возбуждении приказного производства не может быть оставлено без движения или возвращено. При рассмотрении такого заявления суд не может приостановить или отложить производство по делу. Представителям сторон не нужно запасаться дополнительными доказательствами. Судебный приказ, который является исполнительным документом, вступает в силу с момента его вынесения. Кстати, документами, подтверждающими задолженность должника или признание долга, могут быть не только акт сверки расчетов, но и ответ на претензию, а также иные письменные доказательства, подписанные уполномоченным лицом должника. Кроме этого, доказательством того, что должник не оспаривает требования взыскателя, может быть его бездействие (молчание), в частности оставление претензии без ответа, если иное не вытекает из соглашения сторон.

Согласно статистическим данным, по состоянию на 3 июня с.г. в Хозяйственный суд Минской области с начала года поступило 2700 материалов по приказному производству. Это на 1400 больше, чем за аналогичный период прошлого года, и составляет 43 % от всех поступивших в суд материалов. Что еще раз свидетельствует о значимости приказного производства, которому на сегодняшний день субъектам хозяйствования приходится уделять все больше и больше внимания. Думается, не далеко время, когда обращения в порядке приказного производства составят 70—80 % от общего числа поступающих в суд материалов.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

При подаче заявлений приказного производства на сумму до 100 базовых величин необходимо обязательно прилагать документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны требования (договор, накладные, акты, счета-фактуры и т.д.). А вот претензию и акт сверки в этом случае прилагать необязательно, хотя, как видно из документов, поступающих в суд, претензию субъекты хозяйствования направляют должникам практически во всех случаях. Порой заявляется основной долг, например 300 000 рублей, 2 миллиона пени (ставка 0,8 %) и 100 000 рублей — проценты. Судьи в таких случаях рекомендуют представителям субъектов хозяйствования не тратить свое и их время. Ведь в 90 % случаев должники представляют в суд отзыв, в котором резонно указывают на несоразмерность пени. Суд, как правило, отказывает по части пени в выдаче определения о судебном приказе.

В приказном производстве некоторые субъекты хозяйствования заявляют проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 366 и проценты за пользование коммерческим займом, ссылаясь на статью 770 Гражданского кодекса. Между тем проценты за пользование коммерческим займом взыскиваются в случае, если они согласованы сторонами в договоре. В таком случае суд отказывает в принятии заявления в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны требования.

При обращении в суд с требованиями на сумму свыше 100 базовых величин документами, подтверждающими задолженность должника или признание долга, могут быть не только акт сверки расчетов, но и ответ на претензию, а также иные письменные доказательства, подписанные уполномоченным лицом должника.

Нелишне будет напомнить, что в связи с изменениями по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства закреплена практика оценки возражений должника исходя из их мотивированности и обоснованности. Согласно части 1 статьи 223 ХПК в случае несогласия с заявленными требованиями должник представляет в хозяйственный суд отзыв на заявление с приложением к нему документов, подтверждающих возражения на требования взыскателя. Возражения, изложенные в отзыве, должны быть мотивированными и обоснованными, с указанием обстоятельств и норм законодательства, опровергающих доводы взыскателя.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В отношении индивидуального предпринимателя было возбуждено три приказных производства, каждое на сумму до 100 базовых величин. ИП представила мотивированный отзыв по одному приказному производству. Суд в одном случае отказал в выдаче определения о судебном приказе, а по двум материалам выдал такие определения.

Получив судебные постановления, должница просила отменить определения о судебном приказе. При этом заявила, что она как индивидуальный предприниматель юридически неграмотна и не знала, что отзыв необходимо писать по всем трем делам приказного производства. Суд отказал в отмене определения о судебном приказе. Ведь статьей 226 ХПК предусмотрено, что должник вправе не позднее десяти дней со дня получения определения хозяйственного суда о судебном приказе подать в тот же суд заявление с обоснованным требованием о его отмене, если он не имел возможности по уважительным причинам своевременно заявить свои возражения на требования взыскателя. А незнание закона и юридическая неграмотность, как известно, к уважительным причинам не относятся…

Ранее создавался стимул для обжалования решений…

Не менее существенные изменения произошли в последнее время в рамках института госпошлины. Установлена более низкая ставка государственной пошлины, делающая более выгодным обращение с исками до 10 500 000 руб. в порядке приказного производства. Так, при сумме взыскания до 100 базовых величин государственная пошлина при подаче искового заявления в хозяйственный суд составляет 15 базовых величин. Наряду с этим государственная пошлина за приказное производство составляет от двух до пяти базовых величин, то есть 70 000—175 000 рублей. Это делает экономически более привлекательным для сторон именно приказное производство по сравнению с исковым.

До вступления в силу Закона № 241-З в случае урегулирования спора в примирительной процедуре предполагался 50-процентный возврат суммы, уплаченной за рассмотрение дела. В настоящее время в случае, если к исковому заявлению при подаче в хозяйственный суд будет приложено подписанное сторонами ходатайство о проведении примирительной процедуры, государственная пошлина составит 50 % от установленной за подачу искового заявления (п. 7 ст. 250 НК).

Если примирение не будет достигнуто, дело может быть рассмотрено в порядке искового производства только после доплаты государственной пошлины исходя из размера требований, подлежащих рассмотрению, а также пошлины, соответствующей дополнительно сформулированным требованиям. При этом учитывается сумма ранее уплаченной государственной пошлины.

Согласно статистическим данным, в настоящее время 25 % определений о заключении соглашений исполняются принудительно. Закреплена норма о том, что в случае неисполнения заключенного мирового соглашения в добровольном порядке хозяйственный суд будет взыскивать сумму государственной пошлины в размере, установленном Налоговым кодексом.

Если в отзыве должник указывает на частичное исполнение заявленного требования, то суд выносит определение о судебном приказе на ту часть требования, которая не исполнена. Госпошлина же возврату не подлежит.

Если должник ссылается на полное исполнение обязательства, которое произведено после возбуждения приказного производства, хозяйственный суд отказывает в выдаче определения о судебном приказе, что является основанием для возврата государственной пошлины на основании подпункта 1.3 п. 1 ст. 259 Налогового кодекса.

Ставки государственной пошлины с жалоб стали еще одним объектом законодательных изменений. Ранее ставки государственной пошлины при подаче жалоб на решения, принятые первой инстанцией, были значительно ниже ставок за обращение в первую инстанцию. Фактически создавался стимул для обжалования решений. В целях недопущения затягивания правомерного разрешения спора посредством подачи необоснованных жалоб ставки государственной пошлины изменены таким образом, чтобы они были выше ставки, предусмотренной при обращении в суд первой инстанции. Соответственно, ставки государственной пошлины установлены на основе возрастающей шкалы. 

--------------------------------------------

Прямая речь

Председатель Хозяйственного суда Минской области Анатолий ГАРНОВСКИЙ:

— Количество поступивших в наш суд исков по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 30 %. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, уменьшилось количество исков ценой до 100 базовых величин (они перешли в приказное производство). Во-вторых, сыграл свою положительную роль введенный досудебный порядок урегулирования споров. В то же время на 80 % увеличилось количество дел в приказном производстве, поскольку его сфера значительно расширилась. Количество же дел об административных правонарушениях и о банкротстве сократилось незначительно, поэтому нагрузка на судей продолжает оставаться высокой.

В этом году деятельность Хозяйственного суда Минской области обусловлена тремя актуальными направлениями: изменениями гражданского и процессуального законодательства, направленными на улучшение процесса экономического правосудия и форм защиты интересов субъектов хозяйствования; применением
Директивы Президента от 31.12.2011 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», оказывающей существенное влияние на судебную практику по делам об административных правонарушениях и признании недействительными ненормативных правовых актов госорганов; внедрением в хозяйственном суде элементов электронного правосудия. При этом основными критериями принимаемых хозяйственными судами Беларуси решений являлись и будут являться законность и обоснованность.

←Давайте разберемся

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика