Наш «Рейтинг счастья»
Чем довольны и на что сетуют соотечественники?
Для одних ответ на вопрос «Что человеку нужно для счастья?» может превратиться в затянутый тост с долгим поименным перечислением всех благ земных, а для других, напротив, будет кратким и лаконичным. Психологи говорят, что все зависит от человека, от его нужд и потребностей. Но несмотря на то, что все мы разные, исследования, касающиеся удовлетворенности домашних хозяйств, небезынтересны. Ведь они не только свидетельствуют о том, насколько граждане довольны своей жизнью, но и во многом определяют правильность проводимой в стране социально-экономической политики.
В мае текущего года Национальный статистический комитет в целях совершенствования системы показателей, характеризующих качество жизни населения страны, провел модульное выборочное обследование по изучению условий жизни белорусов в рамках традиционного исследования домашних хозяйств. В сферу внимания органов статистики попали около 5,8 тыс. семей, проживающих во всех областях страны, а также в городе Минске. Вопросник по изучению условий жизни состоял из трех разделов: специалисты опрашивали белорусов на предмет удовлетворенности их жилищными условиями, о доступности объектов социальной инфраструктуры и о качестве медицинского обслуживания.
Метр в дефиците
Результаты проведенного мониторинга показали: две трети домашних хозяйств (66,5 %) удовлетворены своими жилищными условиями, 23,1 % — скорее не удовлетворены, а 10,4 % — совершенно не довольны тем, как решился их квартирный вопрос.
В Белстате заметили: в основном жители жалуются на нехватку квадратных метров. «Основной причиной неудовлетворенности жилищными условиями для 38,1 % домашних хозяйств республики является недостаточная площадь жилья, для 28,6 % — отсутствие отдельного жилья, а 18,2 % объясняют свои эмоции отсутствием коммунальных услуг», — поясняет пресс-секретарь Белстата Елена Кондратенко. На последний пункт, кстати, в основном сетуют сельчане — из числа недовольных на отсутствие коммунальных услуг указали 52,4 %, еще 24,4 % пожаловались на аварийность жилья и прочие неприятные для быта моменты. Кстати, среди городских жителей обижаться на коммунальщиков оказалось дурным тоном — это сделали только 7,1 %. В целом по результатам обследования 78,3 % домашних хозяйств оказались удовлетворены качеством предоставляемых коммунальных услуг, 18 % — скорее не удовлетворены и только 3,7 % есть на что жаловаться.
Очередь у кабинета
Примерно такая же картина наблюдается и в сфере медицинского обслуживания. Согласно результатам обследования, 72,6 % населения удовлетворены качеством медицинских услуг, которые предоставляются им в государственных организациях здравоохранения. Кроме того, как показали результаты выборочного обследования, почти каждый третий житель республики обращался за медицинской помощью в негосударственные организации здравоохранения. Из них 94,5 % отметили удовлетворенность качеством полученных медицинских услуг.
Вместе с тем, говоря о доступности медицинских услуг для населения, можно отметить, что 13,3 % жителей республики в течение года имели случаи, когда они нуждались, но не имели возможности получить необходимые медицинские услуги в организациях здравоохранения. В числе поводов обижаться на медиков респонденты указали большие очереди к кабинетам (44,8 %) и отсутствие в поликлиниках и больницах необходимых специалистов (36,6 %). В негосударственных организациях здравоохранения основной причиной недоступности медуслуг оказалась их высокая стоимость. На эту причину сослались
85,2 % недовольных. Вместе с тем, как заметили в Белстате, общая удовлетворенность качеством медуслуг в стране характеризуется структурой субъективных оценок населения.
По данным статистики, 14,4 % опрошенного населения в течение последнего года имели случаи, когда они нуждались, но не смогли приобрести лекарственные средства и медицинские товары, причем 62,1 % из них назвали основной причиной недоступность лекарственных средств и медицинских товаров, высокую цену на них. Еще 35,7 % называют в качестве главной препоны отсутствие необходимых лекарств в аптеках.
Шаговая доступность в километровом выражении
Выражение «Прогуляться до магазина» для многих белорусов, как оказалось, может иметь отнюдь не исконное значение. В том смысле, что до ближайшего магазина может быть далековато. Как показали результаты обследования, для большинства домашних хозяйств основные объекты социальной инфраструктуры находятся в зоне получасовой доступности. Наилучшие характеристики территориальной доступности имеют объекты розничной торговли и общественного питания. Затраты времени на достижение ближайшего продовольственного магазина пешком у 85,6 % домашних хозяйств минимальны и составляют не более 15 минут, у 9,6 % — не превышают получаса.
Среди учреждений системы здравоохранения наиболее территориально доступными для населения республики оказались аптеки. Для 70,5 % домохозяйств дорога пешком до аптеки занимает не более четверти часа. Что касается ближайших организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторную помощь (поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов и т.п.), то более 40 % домашних хозяйств указали на их расположение в зоне 15-минутной пешей доступности.
Чудеса скромности
В целом, как заметили статистики, степень удовлетворенности условиями проживания у жителей провинции гораздо выше, чем у горожан. Хотя, казалось бы, колонка без горячей воды и туалет на улице далеко не всем могут оказаться по душе. Впрочем, такое положение вещей объясняется просто: чем меньше запросы и требования человека, тем меньше неудобств он испытывает.
Кстати, данные Белстата — не единственные свидетельства удовлетворенности белорусов. В опубликованном сравнительно недавно исследовании института «Gallup», которое получило название «Рейтинг счастья», наша страна оказалась на 57-м месте из 124. Примерно 57 % жителей Беларуси отметили, что их нужды в большей части удовлетворены, около 26 % указали, что за это надо бороться, а 17 % сказали, что в повседневной жизни для счастья им все-таки что-то нужно.