Со всех понемногу

Источник материала:  

Польский малый и средний бизнес не только торгует с Беларусью, но и активно в нее инвестирует.

Нынешний год для экономических отношений двух стран начался благоприятно: объем взаимной торговли за январь—апрель достиг 780 млн. долларов, увеличившись более чем на треть к такому же периоду 2010-го. Таковы данные Отдела содействия торговле и инвестициям Посольства Польши в Беларуси. В прошлом году товарооборот вырос на 22 % к предыдущему периоду, достигнув почти 2 млрд. долларов. При этом впервые за долгие годы взаимная торговля сложилась в пользу нашей западной соседки: сальдо составило около 200 млн. долларов. Однако в этом году с учетом неблаго-приятной экономической ситуации в Беларуси поляки прогнозируют замедление темпов роста и считают успехом, если товарооборот удастся удержать на уровне 2010-го.

Поставки из Польши, которые в 2010-м оценивались в миллиард с небольшим долларов, формируют более 150 товарных позиций. Это достаточно широкий перечень. Первую строчку в нем занимает свинина (около 10 % от всего объема), далее следуют различное технологическое оборудование, пластмассовые изделия. Беларусь экспортирует на рынок Польши нефтепродукты (более трети от всего объема поставок), минеральные удобрения, древесину и изделия из дерева, продукцию черной металлургии, казеин.

В целом экспорт Польши по итогам 2010 года превысил 117 млрд. евро, в то время как импорт составил около 131 млрд. евро. «Сальдо нашей внешней торговли, как и у Беларуси, тоже отрицательное, но этот разрыв покрывается иностранными инвестициями. Благодаря их притоку конкурентоспособность польского экспорта и дальше растет», — поясняет руководитель Отдела содействия торговле и инвестициям Веслав Покладэк. Интересно, что около трети в общем объеме поставок за рубеж — доля малого и среднего бизнеса. В большом «пироге» валового внутреннего продукта она и вовсе приближается к 50 %. Это, видимо, результат той поддержки, прежде всего финансовой, которую государство оказывает небольшим предприятиям. Польские предприниматели, начиная и развивая свой бизнес, могут претендовать на получение достаточно дешевых кредитных ресурсов. Некоторая их часть, которая порой доходит до 80 %, впоследствии может быть списана. Речь идет об участии в программах, действующих как в самой Польше, так и в рамках всего ЕС, которые стимулируют бизнес к выпуску высококонкурентоспособной продукции. «Предприниматели вовсю пользуются этой возможностью, а в результате в общем объеме наших поставок за рубеж достаточно велика доля инновационной продукции», — поясняет представитель дипмиссии.

Специальные программы действуют и для экспортеров. В прошлом году в бюджете страны на эти цели было предусмотрено около 8 млрд. евро. Одно из направлений — кредитование зарубежных покупателей польских товаров, в том числе с привлечением банка-контр-агента. По информации Веслава Покладэка, поддержка для белорусских партнеров на 2010 год была рассчитана в объеме 800 млн. евро, из которых выбрано только 150—200 млн. евро. Процентная ставка по итогам года составила 4,6 %. Еще один эффективный способ стимулирования экспорта, который применяется Польшей, — возврат компаниям ставок по кредитам, если товары отгружаются зарубежным покупателям на условиях длительной отсрочки платежа. Кроме того, частично оплачиваются расходы на участие в международных выставках и организация деловых миссий, оказывается содействие в поиске офисных и производственных помещений.

Экономическую активность малого и среднего бизнеса Польши подтверждает анализ инвестиционного сотрудничества с Беларусью. Так, по объему вложений в нашу экономику, а это 27,9 млн. долларов в прошлом году, западные соседи заняли 12-е место. Из них 27 млн. долларов — это прямые инвестиции, в структуре которых 13 % составляют вклады в учредительный капитал (по остальным странам — только 3 %). «Это положительным образом выделяет Польшу на фоне других инвесторов в Беларусь, — поясняет руководитель торгово-экономической миссии. — Кроме того, растет объем реинвестированной прибыли, что подтверждает: наши предприниматели укрепляют и развивают здесь свой бизнес». Примечательно, что к началу 2011 года в Беларуси действовало 580 компаний с польским капиталом, и по этому показателю наш партнер занимает лидирующие позиции. В основном это мелкие фирмы с уставным фондов в 20 тыс. долларов. Они чаще всего задействованы в таких сферах деятельности, как торговая, производство древесины и изделий из дерева (без учета мебели), выпуск продуктов питания, напитков и табачных изделий. На перспективу интерес представляет фармацевтическая отрасль, добавил представитель дипмиссии.

Этот год, как ожидалось ранее, вполне мог бы стать переломным в инвестиционном сотрудничестве двух стран. Безусловно, польские предприниматели положительно оценивают факт вступления Беларуси в Таможенный союз с Россией и Казахстаном. Но ввиду текущих экономических трудностей в нашей республике массовый приход польского бизнеса в Беларусь, судя по всему, откладывается. «В целом ожидания оправдываются, многие барьеры снимаются. Бизнесмены задумываются о том, чтобы сделать опорный пункт в Беларуси для организации поставок на всю территорию Таможенного союза», — сообщил Веслав Покладэк.

←Давайте разберемся

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика