ЦТ с каждым годом совершенствуется, а уровень образования падает?
02.07.2011 12:50
—
Новости Общества
ЦТ с каждым годом совершенствуется, а уровень образования падает?
Если абитуриент недоволен результатами тестирования, он может написать заявление в Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ) с просьбой провести повторную проверку результатов. Рассматриваться такое заявление будет в соответствии с Законом "Об обращении граждан", т.е. в течение 30 дней должен быть дан ответ. В этом году в РИКЗ уже поступили некоторые заявления, но они единичные и, более того, с каждым годом их становится меньше, отметили там. Однако, как рассказал TUT.BY директор РИКЗ Николай Феськов, он сам еще не помнит случаев, чтобы были выявлены ошибки, допущенные при проверке результатов.
Экспертов в сфере образования, между тем, это не удивляет, поскольку уровень ЦТ, по их мнению, с каждым годом совершенствуется, результаты в большинстве своем объективно оценивают знания учеников и жаловаться, собственно, не на что. Здесь существует другая проблема: менее, чем за 5 лет, средние баллы по ЦТ в Беларуси резко упали и, судя по статистике, продолжают падать с каждым годом. Некоторые эксперты даже прогнозируют, что в перспективе централизованное тестирование в Беларуси либо вообще отменят, чтобы никто не знал реальный уровень нашего образования, либо введут другую систему оценивания.
В 2011 году средние баллы по ЦТ снова упали
Так, по уже обработанным результатам РИКЗ, в 2011 году средний балл на ЦТ по истории составил 34,88 балла, в то время, как в 2010-м - 35,01 балла. Средний балл участников ЦТ по математике составил 21,56 балла (в 2010 году - 21,76 балла), средний балл по белорусскому языку - 31,11 (в 2010-м - 31,37), по русскому — 30,48 (в 2010-м - 31,27). При этом, стоит отметить, средний балл-2010 были ниже уровня предыдущего года.
Как отмечает Николай Феськов, в последние годы тестирование в среднем идут сдавать около 90% выпускников школ - почти все, кому не лень. Этим, по мнению Н. Феськова, и объясняется снижение среднего балла.
"До того, как в принципе появилось ЦТ, поступать в вуз шло только 20-30% от числа выпускников. Теперь в обществе появился культ высшего образования, люди понимают, что имея образование, появляется больше возможностей для трудоустройства и поэтому активно идут сдавать ЦТ, - говорит он. - Кроме того, сама форма вступительных испытаний провоцирует выпускников принимать участие в ЦТ, потому что регистрация на него длится целый месяц, документов надо меньше, чем было раньше, да и стоит недорого. Логично, что если растет количество участников, уровень среднего балла будет падать".
При таком высоком проценте сдающих ЦТ у людей складывается ощущение, что ЦТ – это то же самое, что и ЕГЭ, отмечает Н. Феськов.
"ЕГЭ выполняет функции итоговой аттестации, а ЦТ – не экзамен, а лишь средство отбора в высшее учебное заведение. Наличие 100-бальников, число которых в этом году выросло по многим предметам, по сравнению с прошлым годом, даёт ответ всем тем, кто говорит, что выполнить 60 заданий за 120 минут – это очень сложно, потому что на выполнение одного задания отводится всего лишь одна минута и 20 секунд".
По словам Н. Феськова, форма ЦТ изначально не предусматривает, чтобы все абитуриенты выполнили абсолютно все задания.
Шкала распределения баллов, по его мнению, проста и понятна, ведь абитуриент имеет возможность самостоятельно подсчитать свой тестовый балл, чтобы убедиться, что не было допущено технических ошибок при проверке и оценке его работы.
Если человек набирает мало баллов, понятно, что он может быть недоволен. Однако количество баллов не отображает в полной мере рейтинг абитуриента, считает ответственный секретарь межведомственной рабочей группы Госкомиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний Ирина Бутько. Важно, сколько баллов получил конкретный абитуриент в сравнении с другими поступающими. К примеру, по химии в этом году 40 баллов и выше набрало только 25% от общего числа сдавших тестирование, поэтому, если человек имел в аттестате 9 баллов (отлично), а за тест получил 40, то для него это покажется мало. Но ведь он вошел в 25% лучших по стране и об этом тоже нужно помнить, отмечает она.
"90% выпускников, желающих сдать ЦТ, не оправдывают низкого среднего балла по республике"
Увеличение количества желающих сдать ЦТ не является причиной низкого среднего балла, а основная причина заключается в том, что уровень образования в Беларуси неизменно падает, подчеркивает репетитор, учитель высшей категории с педагогическим стажем более 20 лет Евгений Ливянт.
"Один из моих учеников сообщил мне, что набрал 35 баллов по математике на ЦТ в этом году и это - лучший результат в его классе. Еще один ученик набрал 38 и был лучшим в школе. И таких школ сейчас больше половины, а если точнее, то по номерам можно перечислить те минские школы, где ситуация сложилась иначе. А по мне, так ни тот, кто набрал 35, ни тот, кто 38, толком предмет не знает, - говорит он. - Ко мне с каждым годом приходит все больше 11-классников, которые ни две дроби сложить не могут, ни скобки не могут открыть".
При этом одно из доказательств падения уровня образования, по мнению педагога,- это то, что в течение первых 30 минут ЦТ по физике покидает четверть абитуриентов. "Это значит, что они совсем не знают предмет, а поэтому даже не пытаются бороться, подчеркивает он. Основной причиной падения уровня образования, является то, что падает уровень образования самих учителей – молодых специалистов. В педуниверситеты, как и во многие другие вузы, из года в год проходные баллы все ниже", - подчеркивает он.
"Зачастую в педуниверситет поступают те, кого больше никуда не возьмут. Поэтому я своим ученикам всегда говорю: учитесь не только для того, чтобы поступить. Помните, что, вам самим еще предстоит своих детей учить, так как к тому времени хороших учителей уже может и не остаться".
Несколько лет назад при поступлении в вуз убрали нижнюю планку для отсева самых слабых абитуриентов. Сначала до 20 баллов, потом – до 8, а затем ее убрали вообще! В результате, например, в прошлом году, есть подтвержденный факт, что на математический факультет педуниверситета поступил парень, у которого на тесте был один балл по математике, а студентом физфака стал абитуриент, набравший два балла по физике.
Как рассказал TUT.BY читатель Алексей, который сдавал ЦТ в этом году, с ним до конца тестирования по физике усидел всего один человек.
"Любопытно было наблюдать за людьми, выходящими через 5 минут после начала ЦТ? Очень даже зря. Были настолько простые задания, что грех было играть в "угадайку". К примеру, на физике в одном из вариантов был нарисован кружочек, в нем буква "V". Спрашивалось, что это за обозначение? Ежу понятно, что это вольтметр", - рассказал Алексей.
"Если я дура, я должна об этом знать"
Как рассказал Евгений Ливянт, каждый год среди его учеников находятся те, кто обращается в РИКЗ с целью перепроверки результатов. При этом самая распространенная причина, по его словам, в том, что ожидаемое количество баллов на тестировании не совпало с тем, что получилось в итоге.
"Например, я, как репетитор всегда могу спрогнозировать, сколько наберет мой ученик путем соотнесения уровня его подготовки и сравнения ее с остальными учениками. Хотя есть еще и психологический фактор, из-за которого даже хорошо подготовленные ученики могут сдать ЦТ плохо. Например, у меня была ученица, которой я прогнозировал 70 баллов, а она набрала около 30-ти. Я помню, как она сказала: "Если я дура, я должна об этом знать". И обратилась в РИКЗ, чтобы её работу перепроверили".
Однако, подчеркивает он, процедура перепроверки результатов построена таким образом, что жаловаться на самом деле не имеет смысла.
"Ученик во время теста заполняет бланк от руки. Дальше бланк сканируется и затем - перепроверяется вручную. Поэтому точность проверки тестов достаточно высокая, - говорит он. – В то же время я допускаю, что вероятность ошибки при проверке всё же существует. Можно добиться перепроверки работы, но РИКЗ перепроверят только электронный вариант бланка и максимум, чего человек может добиться в результате своей жалобы, - это посмотреть отсканированный вариант бланка, но, увы, не то, что он писал вручную. При этом какой бы ни был сканер, он тоже может ошибаться. И человек, который перепроверяет отсканированную работу, может сделать ошибку, ведь нельзя исключать человеческого фактора".
В то же время, отмечает он, сделать процедуру апелляции, наверное, слишком сложно, и РИКЗ здесь можно понять: если математику написало 100 тысяч человек и все пойдут смотреть оригиналы своих ответов, то что это будет? "Но какой-то механизм апелляции всё же должен быть, ведь то, что мы не понимаем, вызывает у нас недоверие. Эта неизвестность неприятна и вызывает недовольство. Возможно, решением этой проблемы будет разрешение абитуриентам уносить с собой черновики. После теста РИКЗ мог бы опубликовать коды правильных ответов, а ученик сверить их со своими".
Между тем, тестирование 2011 года, по его словам, было очень даже объективным, а результаты тестов почти идеально "расставили" всех его учеников по их способностям, трудолюбию, амбициям, по количеству пропусков, по выполненным домашним заданиям и т.д., отмечает Е. Ливянт. "Более того, все мои ученики, которые серьёзно готовились, сказали, что тесты по математике и физике были средней сложности. Может, математику стоило бы чуть-чуть облегчить. В частности, считаю, для тестов не надо давать задачи, для решения которых нужен сложный чертёж. Линейки и циркули два года назад запретили приносить с собой на тестирование, чтобы в них (на них) не прятали "шпаргалок".
По его словам, ученик, который готовился, для решения задачи чертеж может сделать приблизительный, но есть ученики, которые просто привыкли к аккуратности и они без четких линий не могут решить задачу. "Они действительно так привыкли: круг должен быть круглый, а прямая линия должна быть прямой. Именно поэтому они используют на тесте вместо линейки проездной на метро, - рассказывает Евгений Ливянт".
В борьбе со списыванием абитуриентам не разрешали проносить в аудиторию бутылки с водой
Как рассказал Евгений Ливянт, в этом году от своих учеников он узнал, что в аудитории не разрешали свободно проносить даже бутылки с водой: в каких-то разрешали их ставить на стол комиссии и подходить при необходимости, чтобы попить, в каких-то – вообще не разрешали брать в аудиторию. "Это уже слишком, ведь тесты, например, по математике и физике – самые длинные: вместе с инструктажем они занимают около 3,5 часов, и человек должен в это время иметь возможность попить, не отвлекая при этом других".
В то же время боязнь комиссии бутылок с водой не так уж безосновательна.
"Некоторые ученики раньше отклеивали этикетку от бутылки, на её внутренней стороне писали шпаргалку и заклеивали снова. Под этикетку полуторалитровой бутылки, поверьте, можно очень много всяких формул поместить, - говорит педагог. – Именно поэтому я советовал своим ученикам все же брать с собой бутылки с водой, но без этикеток".
Александра, проходившая тестирование в этом году, знала, что бутылку с этикеткой проносить в аудиторию нельзя, поэтому сняла ее заранее. "Мне все равно не разрешили пронести бутылку. Отсутствие воды было очень большой проблемой. Я уверена, что это вопрос можно решить по-другому, например, проверять бутылки на входе в аудиторию", - рассказала она TUT.BY.
В то же время, отмечает Е. Ливянт, есть ученики, которые при желании проявляют чудеса изобретательности. "Пару лет назад у меня был ученик с ярко выраженной близорукостью. Он на гранях карандаша с помощью иголки наколол все формулы так, что человек с обычным зрением ничего не увидит. Только когда подносишь к карандашу лупу, становится видно, что на карандаше – формулы".
Как рассказал TUT.BY Алексей, сдававший ЦТ по физике, "довольно много людей набрали инженерные калькуляторы, которые потом "забраковала" комиссия", пришлось считать в столбик. Кстати, в соответствии с "Положением о ЦТ", на физику и химию калькуляторы брать можно, если они не являются средством хранения, приема и передачи информации (пункт 60).
Организация ЦТ постоянно совершенствуется
Как отмечает Е. Ливянт, каждый год сама организация ЦТ совершенствуется.
"Тестирование в Беларуси, как и в России, появилось где-то в 1997 году. Тогда его результаты могли засчитываться как оценка и на школьном экзамене, и на вступительном экзамене, - вспоминает он. – При этом тогда можно было свободно купить ответы на все тестирования, и мои ученики, к сожалению, этим пользовались. Я даже думал, что моя работа учителем и репетитором теряет смысл, ведь кто будет ходить ко мне заниматься, если можно у входа в аудиторию или даже в аудитории купить все ответы".
"Тестирование в Беларуси, как и в России, появилось где-то в 1997 году. Тогда его результаты могли засчитываться как оценка и на школьном экзамене, и на вступительном экзамене, - вспоминает он. – При этом тогда можно было свободно купить ответы на все тестирования, и мои ученики, к сожалению, этим пользовались. Я даже думал, что моя работа учителем и репетитором теряет смысл, ведь кто будет ходить ко мне заниматься, если можно у входа в аудиторию или даже в аудитории купить все ответы".
По его словам, когда ЦТ только появилось, то его организация во многом оставляла желать лучшего. "После тестов ученики часто жаловались, что в аудиториях было душно, парты шатались и т.д. В каком-то году было так жарко, что приходил плотник и гвоздодером открывал окна во время написания теста. Один из учеников, помню, рассказывал, что писал тест и поддерживал коленкой парту, настолько она шаталась, - вспоминает репетитор рассказы учеников. - Сейчас такие истории уже не рассказывают. С приходом Феськова ситуация изменилась, и я несколько лет объяснял ученикам и их родителям, что новый человек будет наводить порядок и в первую очередь среагирует на куплю-продажу ответов на ЦТ. Тем не менее, многие ученики долго не могли в это поверить и продолжали покупать варианты ответов, которые оказывались "фальшивками". Один мой ученик отдал за ответы 400$, и прогорел.
Кстати
В 2011 году на ЦТ по истории Беларуси 4 человека получили 100 баллов, 4 – 0 баллов.
На ЦТ по математике 100 баллов получили 33 человека (0,03 процента от общего количества), в 2010-м – 21. 490 человек – 0 баллов (в 2010 году таких было 450 человек).
В 2011 году на ЦТ по истории Беларуси 4 человека получили 100 баллов, 4 – 0 баллов.
На ЦТ по математике 100 баллов получили 33 человека (0,03 процента от общего количества), в 2010-м – 21. 490 человек – 0 баллов (в 2010 году таких было 450 человек).
По белорусскому языку на максимальный балл в этом году написали тесты 5 абитуриентов, по русскому - семь.
Статистика по ЦТ за 2010 год >>>