Подконтрольное топливо
Государство создало аграриям все условия для успешной работы. Строительство жилья на льготных условиях, дотации на модернизацию СПК, современная техника — это далеко не все блага, дарованные селу. Но получить — не всегда значит хорошо распорядиться. Вот и выходит, что там не досмотрели, здесь не проконтролировали, а где-то попросту украли.
Дизельное топливо, пожалуй, самый популярный объект внимания расхитителей. Только в Брестской области недавно пытались незаконно реализовать 250 литров солярки, предназначенной для сельскохозяйственных работ. Трое задержанных «продавцов» в один голос утверждали, что приобрели ГСМ у незнакомых людей… То, что изъятое топливо было вывезено из сельских хозяйств, сомнений не вызывает — еще с 2008 года солярку, отпускаемую сельхозпредприятиям, окрашивают в зеленый цвет. После принятия этой меры воровать «позеленевшее» горючее действительно стали меньше. Но проблема, пусть и не в таких масштабах, осталась.
Как ее решают сегодня, «Р» поинтересовалась у оперуполномоченного по особо важным делам ГУБЭП МВД Александра Прохорова.
— Даже при задержании лиц, заправляющих свой автомобиль окрашенным топливом, не всегда удается определить, из какого конкретного хозяйства оно было вывезено. Как правило, граждане покупают дешевую солярку не у самого механизатора, слившего ГСМ с трактора, а у посредника. Цепочка состоит из трех и более человек.
С конца прошлого года по инициативе МВД внесены дополнения в ст. 12.30 КоАП Беларуси и определены существенные штрафы — до 50 базовых величин (1 750 000 белорусских рублей) — за приобретение, хранение, использование или реализацию физическими лицами окрашенного топлива, — поясняет Александр Прохоров.
Теперь вердикт «виновен» в соответствии с законодательством будет вынесен любому, у кого обнаружат окрашенную солярку. Отделаться административным взысканием получится только при первом задержании. При повторных правонарушениях квалификацию данной деятельности скорее всего будут давать в соответствии с Уголовным кодексом.
За текущий год сотрудниками органов внутренних дел из нелегального оборота изъято более 32 тысяч литров нефтепродуктов. Это в несколько раз меньше, чем было пару лет назад. Однако ущерб сельским хозяйствам все равно наносится немалый.