Что тормозит инновации в системе образовании?
В системе Министерства образования увеличивается инновационная составляющая, а объем финансирования научно-технической деятельности вузов увеличивается. Однако процесс тормозится медленным внедрением разработок в промышленность и прорехами в законодательстве.
В 2010 году ученые вузов и подведомственных Минобразованию научных организаций участвовали в выполнении 735 заданий государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований и более 300 заданий государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ. В этом году — 711 заданий государственных программ научных исследований, по 12 из которых университеты выступают головными организациями.
Белорусские вузы сегодня могут продемонстрировать конкретные результаты свой инновационной деятельности.
Например, в НИИ физико-химических проблем БГУ разработан биорассасывающийся противоопухолевый препарат «Цисплацел». Это лекарственное средство комбинированного действия предназначено для локальной химиотерапии злокачественных опухолей головного мозга, а также опухолей в области головы и шеи. Производится на УП «Унитехпром БГУ».
Вибромеханотренажер для улучшения полового потенциала «Иппо» — плод стараний ученых Республиканского центра проблем человека БГУ. Тренажер является своеобразной заменой верховой езды, стимулирует и мобилизует жизненный потенциал.
Белорусско-российский университет (Могилев) производит и продает различные эндоскопы.
У большинства вузов есть научные разработки, которыми можно гордиться, говорит министр образования Сергей Маскевич. Однако, по его мнению, оценивать инновационную работу вузов необходимо критически, потому что не создана система, в которой они были бы востребованы.
«При том, что разработки соответствуют современным требованиям, технологические процессы не настроены на то, чтобы их можно было встраивать. Таким образом, можно говорить, что наука недостаточно интегрирована в производство. Порой закупаются целые технологические линии с закрытым циклом, доступ в которые наших разработок невозможен», — отметил министр образования.
Что касается мелкосерийных наукоемких разработок, например, в сфере нанотехнологий, фармации, микробиологии, то они нуждаются в реальной помощи и поддержке: «Для запуска в производство нужна инфраструктура и инвестиции. Многое получается. Например, активно работает технологический университет по переработке отходов, по получению принципиально новых строительных материалов. Есть интересные разработки у БГУИРа, БГУ».
По словам Сергея Маскевича, перспективным направлением в этой связи представляется создание и развитие инновационно-промышленных кластеров с участием ведущих вузов. Планируется создание шести кластеров: химический в Гродно, нефтехимический в Новополоцке, агромашиностроительный в Гомеле, химико-текстильный в Могилеве, автотрактростроительный и ИТ-кластер в Минске.
Как считает заместитель министра образования Александр Жук, внедрение инноваций и патентов тормозится отсутствием закона «Об инновационной деятельности». Этот закон разработан и должен установить принципы государственного регулирования инновационной деятельности в стране, определить основы для формирования и реализации государственной инновационной политики, а также определить формы и условия предоставления государственной поддержки инновационной деятельности.
Развитие науки в вузах также сдерживает недостаточная материальная база, считает Александр Жук.
«Практически во всех вузах требуется ее обновление, — сказал он. — Так, износ оборудования средств измерения составляет от 30% до 70%. На эти цели Министерство образования выделяет незначительные средства, количество которых уменьшалось с 2006 года. Закупленное тогда оборудование несколько укрепило материальную базу вузов. Тем не менее, многим из них, в особенности в регионах, требуется улучшение материально-технической базы для проведения исследований на современном уровне».
Каким образом Министерство образования будет решать проблему?
По информации Александра Жука, в Государственной программе развития высшей школы, которая находится на утверждении в правительстве, заложена возможность использования средств инновационных фондов министерств и ведомств. «Однако этого все равно будет недостаточно», — отметил Жук.
В сложившейся ситуации, сказал он, в целях эффективного использования научных приборов и оборудования в вузах необходимо проводить более тщательный отбор заявок на их приобретение, создавать центры коллективного пользования. Как, например, в БГУ, где уже работают четыре таких центра.
Елена СПАСЮК