Затрымай мяне!
27.06.2011
—
Новости Общества
15 июня, одновременно с нашумевшей спортивной репетицией парада на Октябрьской площади, во Дворце профсоюзов состоялся первый сольный концерт группы Aura .
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ
Проект поэтессы Юлии Быковой и композитора Евгения Олейника, в последнее время мелькавшего в прессе в связи со скандальными европеснями про «Беларашу» и «Ilove Belarus» , по их словам, работа «для души» в противовес фабрике по производству хитов, которыми дуэт, будто стимуляторами, накачивает современную белорусскую эстраду. Впрочем, они и правда делают то, что им нравится: эстетически шоу балансировало между небанальной поп-музыкой с элементами электроники и стандартным, но бодреньким роком.
Концерт состоялся в тревожный, почти неудачный день: Октябрьскую площадь неожиданно перекрыли, чтобы дать возможность бравой физкультурной молодежи помаршировать на гигантском пустом пространстве. Из возмущенной толпы, осаждающей милицию и ОМОН, время от времени отделялись особо убедительно выглядевшие счастливцы, которым позволяли пройти на концерт. В зале собрались крайне заинтересованные лица - корреспондент «БелГазеты» только один раз услышала фразу: «А что это, кстати, за ансамбль?» от двух пожилых зрительниц. В основном же людей больше интересовало, «что там за физкультура» и «почему метро не работает».
На сцене появился Евгений в майке с логотипом «Евровидения», извинился за перекрытую площадь и сообщил, что концерт начнется позже - когда все смогут на него попасть. Но все мероприятия - и санкционированные, и молчаливо-несанкционированные - не помешали эпохальному явлению белорусской культуры состояться.
Явление было и правда эпохальным: в зале присутствовал весь культурный бомонд, в т.ч. Инна Афанасьева, Искуи Абалян и даже Настя Винникова. На сцене выступал практически джаз-бэнд с настоящими мэтрами, такими как Кирилл Шевандо (ударные), Александр Калиновский (бас) и Людмила Куц (известная джазовая вокалистка, присутствовавшая на сцене «Евровидения» в качестве цимбалистки). Группа вовсе не выглядела как свойственный сопровождающим белорусскую эстраду бэндам безумный балет - джинсы, футболки и никакого истеризма в жестах. Один лишь балалаечник нацепил странную майку с надписью«100% мужик», что вызывало некоторое недоверие.
Юлия сразу начала петь на странном птичьем языке, похожем на смесь испанского и английского. Оказалось, это не проблемы с дикцией: группа иногда поет на придуманном, возможно, эльфийском наречии, сочетающем в себе элементы романских языков и латыни. Вообще, Aura оказалась мультилингвальной - меняли языки как перчатки. Когда Юлия пела на белорусском, из нее рвалась женщина-страдалец, эмоционально травматичная для мужчины: отдала тебе все, пела она, «нібы ружа, засыхае любоў». Песни на «мове» получились тягучими, мистическими, болотными и завораживающими. На русском у Юлии вышел неплохой попс. На английском - диско-дэнс в формате «Евровидения». Коллектив при желании может занять нишу качественной непростой поп-музыки: даже по слезливым балладам Евгения мелодически заметно, что он слушал слишком много рока и панка. Так что упреки во влиянии на его творчество коллектива «Сектор Газа» (некоторым казалось, что песня «I love Belarus» на нее похожа) - по сути, даже и не упреки. Хорошая ведь была группа, если подумать.
Чувствовалось, что Aura хочет быть чем-то вроде певицы Enya и коллективов вроде Vangelis и Enigma : в Европе этот стиль уже не так популярен, но в Беларуси - непаханая целина! Не случайно музыканты несколько раз с мстительной радостью вспоминали, что их песни «приписывают зарубежным исполнителям», хотя на самом деле они «никого не перепевают, кроме самих себя». Объявляя одну из песен, Юлия скромно отметила, что белорусы почему-то считают, что это композиция Милен Фармер. «А она, между прочим, написана дипломантом Французской торговой палаты!» - указала Юлия на Евгения. Песня, не так уж и похожая на творчество Милен, оказалось, написана от лица маленькой девочки: мама, папа, я. Но это, конечно, не значит, что дипломант схалтурил. «А на английском мы поем только потому, что у нас на радио это никого не раздражает» , - отметила Юлия.
Драматургия концерта тоже оказалась небанальной: Юлия периодически переодевалась, но без особого пафоса: желтое платье, черная волнующая кисея, кожаные сапоги по пояс. Оказалось, что все это придумали сестры-дизайнеры Парфинович - в какой-то момент сестер презентовали небольшим дефиле под космическую музыку с вокодером, о котором Евгений позже высказался: «Да, я что-то там набубнил». Вообще, неожиданных «балетных» моментов хватало, но они были как-то отдельно, сами по себе: например, Олейник мог исполнить латино-трэк на акустической гитаре под страстный гимнастический номер пары танцоров. Однако поднадоевший белорусскому зрителю формат навязчиво-диких танцев во всех углах сцены, столь любимый локальной эстрадой, приятно радовал отсутствием. Несмотря на стремление Олейника играть что-то среднее между космическим синт-попом и эзотерическим роком, порой концерт напоминал энциклопедию «Евровидения»: звучали буквально все стили, которые там популярны, даже хип-хоп, которого, кстати, на конкурсе никогда не было. Вряд ли Беларусь попробует штурмовать конкурс именно хип-хопом как последним оплотом экзотики - впрочем, почему бы и нет?
В финале, когда публика размышляла о том, что же сейчас происходит на центральных улицах Минска и безопасно ли выходить на площадь, группа по какому-то случайному наитию целых два раза подряд исполнила свой главный хит «Затрымай мяне!». Распевая эту искреннюю, светлую песню, зрители и расходились. Песня стала добрым талисманом: никого не «затрымали».
СПРАВКА "БЕЛГАЗЕТЫ".Группа Aura - творческий тандем композитора и гитариста Евгения Олейника и его супруги, певицы и поэтессы Юлии Быковой. Юлия и Евгений вместе написали больше сотни песен - как для проекта Aura, так и для других исполнителей: Алены Ланской, Ирины Дорофеевой, Инны Афанасьевой, Надежды Бабкиной, Нелли Чобану. Коллектив всегда мечтал попасть на «Евровидение», но им это удалось лишь отчасти: песню нынешней белорусской участницы Насти Винниковой написал Евгений Олейник. Также его песня «Break it up» вышла во второй тур национального отбора «Евровидения-2011» от Молдовы в исполнении артистов Бориса Коваля и Кристины Кроитору, но на конкурс поехали все же Zdob Si Zdub.