Эстраду отпустило
27.06.2011
—
Новости Общества
23 июня в минском Театре эстрады прошел прощальный концерт, знаменующий закрытие сезона. Белорусская эстрада, базирующаяся в стенах театра, прощалась со зрителями до осени, делилась жаркими планами на лето и даже что-то прогнозировала, желая им хорошего настроения, пляжной романтики и «найти на курорте свою вторую половинку» . Это было похоже на выпускной или школьную вечеринку перед каникулами: все разъезжаются на лето, чтобы встретиться осенью уже возмужавшими, повзрослевшими, чуть другими.
Публика выглядела по-летнему, по-дачному: с бронзовым курортным загаром и задорной романтикой во взоре. Любители белорусской эстрады - преимущественно зрелого возраста. Впрочем, молодежь тоже присутствует: Алексей Хлестов нравится как девочкам, так и их мамам. Артисты выступали по очереди, неутомимым локомотивом в два десятка пестрых разноцветных вагончиков, распевая в микрофон под «минус». Выглядели они очень бойко, будто после шоу сразу сядут в поезд и умчат в знойную Ялту, а вовсе не будут вкалывать по белорусским райцентрам и летним фестивалям.
Разобраться, что происходит сейчас в белорусской эстраде, используя предоставленную музыкальную феерию в качестве демонстрационного образца, сложновато. Особенно, учитывая, что каждый выбегал с одной-двумя песнями и не мог в целом отвечать за всю эстраду как таковую.
Например, Гюнешь вообще не репрезентирует ничего, кроме себя самой: во всех «солянках» Театра эстрады она исполняет, как правило, один-два своих главных хита, но так проникновенно, будто это ее сольный концерт и ничего прочего не существует. Печально, впрочем, видеть, что талантливая певица слегка зациклилась на конкурсной тематике. «Ее песни покорили Европу!» - кричал конферансье, рассказывая о победах Гюнешь в «престижных конкурсах» и о ее вхождении «в четверку лучших вокалистов Европы» , а сама певица поблагодарила присутствовавших за то, что они проголосовали за нее на конкурсе «Песня года-2006» с «перевесом в десять тысяч голосов». Зрители смутились: возможно, пять лет назад они ничего такого не делали, им было неловко принимать эту, вероятно, незаслуженную благодарность.
Концерт проходил в формате чего-то среднего между ностальгическим пляжным караоке и «Песней года» - артисты сменяли друг друга, объявляя: «Мы сегодня поем только для вас и только лучшие наши песни» ; периодически, чтобы добавить динамизма, на сцене появлялся балет.
Певец Shir с восточным темпераментом исполнил песню на белорусском с рефреном «кахаць не прымушу»: судя по тембру голоса и страстности, он - наш белорусский Меладзе. Более самоироничным оказался Алексей Хлестов, о котором конферансье по-дурацки пошутил: «На концерте этого артиста недавно пострадало 300 девушек! Пострадало - и успокоилось». Сам Алексей продемонстрировал более изощренное чувство юмора, вскричав: «Ручки, где ваши ручки? Я расту только от ваших аплодисментов!»
Звезды эстрады сменяли друг друга стремительно, как на конвейере, без пробуксовок. Ольга Змурщик, Ольга Плотникова («самое яркое солнышко белорусской эстрады» , по мнению конферансье), Ольга Вронская (в белорусскую эстраду часто идут женщины с именем Ольга), Елена Гришанова - спокойные, нарядные, поющие легко и ровно. Каждое их движение было отрепетировано. Эстрада в этом контексте предстала как тяжелый кропотливый труд: импровизации в нем почти не допускалось, т.к. это искусство презентации песни как микромира, содержащего в себе максимум одну эмоцию, но зато целиком и полностью.
Каждый выступающий не забывал устроить катарсическую минутку - это когда в проигрыше последнего припева начинаются свадебные, почти прощальные крики на надсадной, пронзительной нотке, смешивающей в себе и горечь разлуки, и оптимизм надежды на будущее: «До встречи в следующем сезоне! Мы будем скучать!» В такие моменты сознание зрителя чуть-чуть отключается - ради него эстрада живет и будет жить.
Решающим моментом было выступление группы «Тяни-Толкай», хотя на афише ключевой позицией значились так и не выступившие «Верасы». «Три богатыря! - вскричал конферансье. - Только не три, а четыре» . На сцену вышли «богатыри» в стильных джинсовых костюмах, которые на трех из четырех богатырей застегивались с трудом. Видно было, что этим увесистым белорусским мужчинам не хватает легкости движения, поэтому, затянув песню, похожую на их же хит «Даль-чужбинушка», но с менее унылой аранжировкой, они пригласили на сцену людей из зала. На сцену вскочило несколько девушек и ошалевший мужчина в очках из советских комедий 1960-х гг. Он достал мобильный телефон и начал снимать себя рядом с одним из вокалистов группы, который периодически хватал его за руку и принуждал к веселым танцам. Когда феерия окончилась, мужчина с телефоном махнул рукой и прокричал в телефон: «Это еще ладно! А вот на последнем звонке шо здесь было!»
Закончилось все катарсисом и цыганами из шоу «Аллюр»: они гипнотически, как гигантские цветы, кружились на сцене, рождая смутное предчувствие жаркого солнечного лета, неотвратимого, как безумная карусель. «Живите в достатке и цыганского вам задора!» - прокричали цыгане, после чего на сцену вышли сразу все артисты и исполнили кавээновского размаха прощальную песню с припевом: «Театр эстрады, Театр эстрады, аплодисменты нам всем награда» . Действительно, никакой другой награды и не предусматривалось - с билетами-то по Br20-30 тыс.
Тоp-5 новых трендов белорусской эстрады
1. Белорусская эстрада начала интересоваться неошансоном и кабаре. Например, Искуи Абалян исполнила композицию в стиле «Серебряной свадьбы», чем-то даже чуть перекликающуюся с их хитом «Детству крышка, у плюшевого мишки одышка». В связи с этим во многих аранжировках звучат скрипки, дудки и труба.
2. Вообще, присутствует тяга к ретростилистике. R’n’b уже не популярен, и это прекрасно. Галстучки, пиджачки, бит-квартеты, мюзик-холловые аранжировки, танцы в стиле фильма «Стиляги», что может быть лучше?
3. Белорусская эстрада слушает Леди Гагу - были замечены ритмичные дискобиты и странные костюмы. Как, например, у певицы Евы, которая исполняла футуристический электропоп в асимметричном платье из колючей фольги.
4. В песнях появилось еще больше обращений к силам природы, что, в общем-то, свойственно менталитету белоруса-язычника. Чаще поют о зиме, осени и голубях, которые полетели с крыш, после чего в устах поющего формируется призыв к силам добра или голубям как их представителям - дать ему ту, о которой он мечтает.
5. Лирическая героиня эстрадных песен стала более самоуверенной и независимой. Образ эмансипированной белорусской женщины сквозит во всем. Гюнешь давно поет про неприступную дочь Востока, но и дочери белорусских болот не отстают. Елена Гришанова исполняет песню о том, как полезно любить и обожать себя: «Да, вот такая я!», уточняя, что надо «любить себя бесконечно». Ольга Вронская поет, о том, что, выбирая любовь, на «меньшее не согласна» . Ольга Змурщик вторит ей со своим: «Я не одна!» Белорусские женщины не согласны, из них ушла жертвенность, свойственная эстраде девяностых, и это тоже прекрасно.