ДОРОГА НА «СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР», А ТАКЖЕ ЛИТВУ, КАЛИНИНГРАД И САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Источник материала:  
ДОРОГА НА «СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР», А ТАКЖЕ ЛИТВУ, КАЛИНИНГРАД И САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Здание кафе на 150 километре автотрассы М3 Минск—Витебск, рядом с которым вольеры со страусами, дикими свинками и козами, принадлежащее «ЮВМ-Трэйд», снаружи, скажем так, не архитектурный шедевр. Но знают его многие дальнобойщики. Каждый день здесь останавливаются десятки польских, российских, литовских, белорусских фур, легковых машин. По мнению конкурентов, это одна из самых доходных точек общепита на данной трассе.

Время, назад!

Каким же медом здесь намазано? В страусах ли дело? Совсем не в них, считает россиянин — дальнобойщик из Калининграда Валерий Кондер.
Чтобы лично убедиться в этом, мы припарковались. Открыв дверь в кафе, были приятно удивлены, оказавшись в европейского класса придорожном кафе с барной стойкой по центру и аквариумом. Здесь не покидало ощущение присутствия в этнографическом музее, несмотря на яркие витрины с обилием сладостей и алкоголя. Даже не в музее, а в машине времени, мчащей едоков, сидящих за столами, установленными на «ножках» настоящих «Singer» и прочих раритетных швейных машинок XIX — начала XX веков. На стенах трех залов — рыбачьи и охотничьи трофеи. Банкетный зал декорирован старинными самоварами, утюгами, весами, граммофонами, лыжами и другими предметами быта наших предков. А над всей старинной утварью доминирует русская печка. Говорят, действующая.
— В это кафе заглядываю постоянно, когда отправляюсь в командировку в Москву. А делаю я это регулярно, почти каждый месяц, — рассказывает В. Кондер. — Начал останавливаться здесь еще 8 лет назад, когда на месте кафе был вагончик. Уже тогда здесь готовили хорошие обеды из натуральных продуктов, притом недорого. Вот и сегодня макароны с тефтелями, суп грибной и компот обошлись в 13 тысяч белорусских рублей. Кстати, здесь не только хорошая кухня, но и сердечный персонал. Как-то мне стало плохо, так девчата мигом организовали «скорую»…
Пообедав, мы распрощались с Валерием. Уходя из кафе, увидели дверь, ведущую в гостиницу. Как рассказала администратор Наталья Ленковсая, гостиница, в отличие от кафе, не столь популярна у их клиентов. Те же дальнобойщики традиционно берегут заработки. Не тратят его на гостиницы, спят прямо в кабинах. Благо они сейчас снабжены спальными местами, телевизором.
Но владелец придорожного кафе и предприятия «ЮВМ-Трэйд» Юрий Матеша не внакладе. Среднемесячный оборот кафе от обслуживания автолюбителей, перевозчиков, прочих командированных составляет Br100 млн. Прибыль покрывает все затраты и приносит небольшой доход.
Кроме того, здесь, а также в расположенном в 2 километрах от кафе Юрия Матеши комплексе «Гостиный двор», владелец которого предприниматель Павел Федькович, проводят свадьбы, другие семейные праздники жители близлежащих населенных пунктов, в т.ч. самого близких — Лепеля, а также Бешенковичей и даже Минска. Доходы от них будут побольше.
Если внешне непритязательный придорожный проект Ю.Матеши привлекает клиентов особым национальным колоритом интерьера, то «Гостиный двор» — европейским уровнем интерьера и архитектуры. Придорожный комплекс органично дополняет ансамбль скульптур сказочных животных — от ученого кота из Лукоморья, «который ходит по цепи кругом», до материализовавшихся в скульптурной группе мишек из картины Шишкина «Утро в сосновом бору». Вот что о бизнесе рассказывает Павел Федькович:
— Наши клиенты — в основном проезжие. У нас также останавливаются студенты, байкеры, участники различных конференций, соревнований, проходящих в Лепеле, что в 8 километрах от «Гостиного двора». Кстати, некоторые не только обедают, но и остаются на ночь. Гостиница комплекса рассчитана на 80 мест. Цены приемлемые: от Br60 до 20 за сутки с человека. Я считаю, что мы органично вписались в жизнь этой трассы. Не зря по итогам работы за 2008 год «Гостиный двор» занял второе место в республике среди объектов придорожного сервиса.
Если для Ю. Матеши — придорожное кафе, вольеры с животными, мини-музей старинных авто — главный проект его жизни, в который он, что называется, душу вложил, то бизнес П.Федьковича органично дополняют деревообработка и фермерское хозяйство. Там имеется «полный джентльменский набор» крестьянского хозяйства (правда, масштабами побольше), начиная от свиней, кур и заканчивая грядками с зеленью, овощами, полями под зерновыми и картофелем. Хорошее подспорье для кухни «Гостиного двора». Деревянная часть интерьера комплекса — двери, окна, рамы для зеркал и картин и прочее сделаны на собственном деревообрабатывающем производстве.

«Бони М», Солодуха, Грибалева и другие

Как считают оба предпринимателя, одним из преимуществ кафе, расположенных на трассе М3 Витебск — Минск, ведущей из Беларуси в российский западный анклав Калининград и Литву, является то, что здесь нет дорожных сборов. За проезд по дороге денег с дальнобойщиков не берут, поэтому они и выбирают этот выгодный для них маршрут в целях экономии. Как видим, придорожный бизнес в окрестностях Лепеля имеет хорошие шансы.
Вместе с тем оборот кафе от обслуживания проезжих комплекса «Гостиный двор» составляет только Br60 млн в месяц — поменьше доходов бизнеса Ю. Матеши. Непритязательная внешне кафешка с этнографическим уклоном, страусиной фермой и раритетными авто обладает большим магнетизмом для проезжающих мимо. Однажды здесь даже припарковался проезжающий на «Славянский базар» белый лимузин с известной группой «Бони М». Артисты, отобедав, еще прикупили в качестве сувенира хрустальный рог с коньяком.
А вот белорусские звезды Лариса Грибалева и Александр Солодуха, по словам Александра Смажевского, владельца кафе «7 ветров», расположенного на 154 километре шоссе Витебск—Минск, по дороге на «Славянский базар» традиционно заходят именно сюда. Цены в этом кафе 2-й наценочной категории, аналогичные, как и в двух предыдущих, — доступные для транзитников.
— Днем обслуживаем трассу, а вечером у нас тусуется местная молодежь, — рассказывает А. Смажевский и демонстрирует обеденный зал с камином, танцевальным залом с модным теперь шестом для танцев, на котором «практикуются» даже разгулявшиеся вечерние гости.
Своя клиентура у кафе Лепельского коопторга «Вираж». Рассчитывая на дальнобойщиков, которые здесь составляют до 30% клиентов, «Вираж» зарабатывает на отдыхающих дислоцированного вблизи военного санатория, а также торговцах расположенного рядом мини-рынка. Пообедать здесь можно за Br11—16 тыс.

«Джунгли» зовут!

А вот на примыкающей к дороге М3 республиканской трассе Р46, ведущей в Полоцк, Санкт-Петербург, менее оживленно. На сезонность доходов от бизнеса жалуется владелец кафе «Джунгли» Иван Зайковский. Оно построено в лесу, на 59 километре трассы. Месячный оборот здесь в среднем Br20—25 млн — не сильно разгуляешься. Внешне непритязательное, кафе внутри обшито натуральным деревом. Здесь есть все для быстрого перекуса и «шашлычных застолий». Правда, из обслуживающего персонала только одна повариха, она же и бармен.
— Больше не можем себе позволить, — жалуется владелец «Джунглей».
Из-за того, что кафе находится далеко от населенных пунктов, которые значительно помогают придорожному сервису с клиентурой, здесь, в лесу, деньги приносят исключительно проезжающие мимо граждане, если они, конечно останавливаются. Чтобы привлечь клиентов, И. Зайковский собственноручно построил столики с навесами, перебросил мостик через ручей. Даже соорудил дом на «курьих ножках». Стоит без окон, без дверей. В роли курьих ножек — пни.
И. Зайковский ранее пытался договориться с коммунальщиками Полоцка — пустить сюда маршрутное такси для горожан, желающих отдохнуть на свежем воздухе. Однако у города, расположенного в нескольких километрах от «Джунглей», нет денег на такие маршруты. Ему хотя бы наладить сообщение деревень с райцентром.
В результате из-за немногочисленности клиентуры предприниматель уже прикрыл работу одной придорожной точки (раньше их у него было две), сосредоточив все внимание на «Джунглях» в надежде за лето поднять свой небольшой бизнес.
Как раз начался сезон отпусков, которые большинство белорусов решили в этом году проводить на родине. Многие из них захотят съездить в древний Полоцк на экскурсию, другие — на «Славянский базар». У придорожного сервиса «профильных» клиентов прибудет.


Тамара МАРКИНА
←Твоя и моя «Рэспублiка»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика