Откуда «бежит» магнитуда
Откуда «бежит» магнитуда, подскажут специалисты Плещеницкой геофизической обсерватории в Логойском районе
Этот прелестный уголок природы на окраине Плещениц скорее напоминает парк или маленький ботанический сад, нежели территорию организации, пусть и исследовательской. Свежей, яркой зеленью июня, столь же привлекательными ковриками лужаек встретило нас это затишье. И кто бы мог предположить, что здесь, в этом царстве покоя и тишины, ощущаются и фиксируются наиболее «шумные» и наиболее «громкие» природные события на планете — землетрясения, горные удары, взрывы…
Плещеницкой геофизической обсерватории уже 51 год. Столько времени она, между прочим, в круглосуточном режиме, не прерываясь ни на минуту, «ловит» колебания земной коры, происходящие по всему земному шару, включая подводные и глубинные «встряски», и записывает их на ленту. Принцип действия сейсмографа в чем-то схож с порядком снятия электрокардиограммы. Только, конечно, размеры аппаратуры другие. А в качестве чувствительных датчиков, принимающих на себя всякое колебание в теле Земли, используются бетонные стержни, находящиеся в подвале обсерватории и уходящие вглубь примерно на 6 метров.
Мои сомнения: «Может ли имеющееся оборудование зарегистрировать здесь, за тысячи километров, сейсмический всплеск, скажем, в той же Японии?» — инженер, старейший работник обсерватории Нина Рабецкая развеяла с ходу. Может! Правда, чтобы «пробежать» такое расстояние, сейсмологической волне понадобится 11 минут.
— Кроме регистрации сейсмических явлений, Плещеницкая обсерватория ведет и геомагнитные наблюдения, — дополнил директор Центра геофизического мониторинга НАН Беларуси Аркадий Аронов. — Все полученные данные, конечно же, анализируем у себя, а также направляем в подмосковный Обнинск, в исследовательский центр Российской академии наук. Кроме того, сотрудничаем с аналогичными научными учреждениями в Англии и Франции.
Данными всех 6 белорусских обсерваторий, объединенных Центром геофизического мониторинга НАН Беларуси, постоянно пользуются и некоторые ведомства страны, в частности, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Как пояснила инженер Галина Талеронок, фиксируемая сейсмологическая картина, а где-то кого-то в различной степени трясет по миру почти каждый день, помогает отслеживать закономерности, строить среднесрочные и долгосрочные прогнозы, уточнять карту движения поверхности Земли. В этом смысле данные специалистов из Плещениц важны и для международного сейсмологического мониторинга.
Говорят, места для оборудования таких станций тоже выбирались не случайно. Плещеницкая обсерватория находится на возвышенности, и по геофизическим параметрам эта «высотка» идеально подходит для организации подобных наблюдений. Аналогично и по геомагнитному мониторингу — есть на мировой карте определенные точки, наиболее удачные и удобные для этих целей. На них на расстоянии 700—1000 километров друг от друга, подсказал Аркадий Аронов, и прописываются подобные «станции слежения».
На снимке: инженер обсерватории Лариса Пусташило, ее обязанности — наблюдение за магнитным полем Земли.
Фото: Николай КОРОЛЬ