«УРА! У МЕНЯ УКРАЛИ КОШЕЛЕК!»
16.06.2011
—
Новости Общества
В Беларуси объем проданных населению и предприятиям золотых слитков за первых три месяца этого года почти в 3,3 раза превышает показатель за аналогичный период 2010 года! Кто-то, похоже, эффективно вложил свои сбережения, ведь на мировых рынках драгметаллы медленно, но верно растут в цене. Однако, как говорится, одному суп жидок, другому жемчуг мелок. Поэтому одни вкладывали деньги в золотишко, другие — в холодильники и телевизоры, третьи — в сахар и крупы, четвертые стояли в очередях, надеясь купить вожделенную валюту. Как и почему возникает ажиотаж на потребительском рынке? Кто виноват и как пережить сложную экономическую ситуацию? Тему обсуждают главный редактор журнала «Беларуская думка» Вадим Гигин и редактор отдела творческих проектов газеты «7 дней» Елена Еловик.
Еловик: Начну с прямого вопроса. Признайтесь, Вадим Францевич, вы храните деньги в белорусских рублях?
Гигин: Признаюсь, у меня есть депозит в банке в белорусских рублях. Мне кажется, наш рубль еще немного упадет, но не очень сильно. Как говорят на страницах журнала «Беларуская думка» эксперты, возможна даже определенная ревальвация (повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран — Прим.), а потому сейчас открывать депозиты в белорусских рублях довольно выгодно.
Однако, Елена Николаевна, предлагаю поговорить не о высокой экономике, суть которой перевести на человеческий язык трудно. Так же трудно, как вести беседы о философии Гегеля. Шучу по этому поводу: прочитать Гегеля тяжело, законспектировать — почти невозможно, а понять — прямой путь к сумасшествию….
Еловик: Наших экономистов понять не легче, чем Гегеля! Когда я слышу по телевидению в новостях их велеречивые рассуждения типа «проблема с решением задачи диверсификации сырьевой экономики состоит в трансформации…», тут же беру пульт и переключаю на другой канал.
К тому же многие из признанных авторитетов в сфере экономики постоянно дают разные прогнозы. Например, один из них, очень уважаемый мною человек, месяц назад в популярной газете советовал населению сбрасывать доллары, мол, белорусский рубль вот-вот станет набирать «скорость», но буквально через неделю он уже говорил практически обратное.
Наверное, прав был Петр I, утверждавший, что нет более сложного для государя дела, чем монетарная политика.
Гигин: Тогда давайте поговорим о том ажиотаже на потребительском рынке, панике и слухах, которыми последние три месяца живет страна. Вот вы поддались панике?
Еловик: Мы работаем с вами бок о бок — видели вы когда-нибудь меня с большими неподъемными авоськами? Но это не значит, что я такая рафинированная и возвышенная, а по другой, весьма прозаической причине: носить тяжести женщине возбраняется. С медицинской точки зрения.
Но осуждать тех, кто решил сделать запас «на случай ядерной войны», тоже не могу. Ведь, скажем, сахар, водка — это же для нашего человека больше чем продукт. Это почти денежный эквивалент! И неудивительно, что моя коллега, хрупкая, как Дюймовочка, смогла за один раз дотащить из магазина до дома 11 кг сахара! Спрашиваю: «Ты не надорвалась?» А она мне: «Я об этом не думала. Ведь мне ж еще варенье делать». Кстати, вы что-нибудь в дом «в клюве» принесли?
Гигин: Нет, не принес. Но по другой причине. Хорошо помню конец восьмидесятых годов, когда мама покупала крупы «про запас», и в них очень скоро завелись жучки и червячки. Пришлось все выбросить. И вот спустя годы эта же ситуация повторилась. На улице стоит жара, и представьте, что будет со всеми нашими так называемыми «стратегическим запасами»?
Еловик: Как вам кажется, кто виноват в недавнем ажиотаже? И откуда берутся слухи?
Гигин: Я бы не стал обвинять только наших людей. В плане информационной политики наше правительство сработало далеко не лучшим образом. Когда принимаются важные экономические решения, чиновники среднего и даже высокого уровня боятся об этом честно и правдиво рассказать народу, объяснить свою позицию и, фактически, прячутся за спину Президента. И пока глава государства не выскажется, не выступит и не разъяснит ситуацию, как это было сделано уже несколько раз за последние месяцы, никто из чиновников слова не вымолвит.
О том, как распространяются слухи, расскажу на примере Национального банка, который все свои последние решения об изменениях в кредитной и финансовой политике принимал в конце рабочего дня. И это при том, что все руководители банков, в том числе коммерческих, знали эту информацию если не за сутки, то за полдня точно! В стране банковских работников не так много (несколько тысяч), но у каждого есть семья, дети, тети, дяди…. И они в течение дня успевали обзванивать всю свою родню. В результате, когда выходило очередное решение Нацбанка, — об этом знала вся страна, и вся страна уже стояла в очереди за той самой валютой. Такая непродуманная политика в области доведения своих решений до народа спровоцировала панику. Я считаю, что нынешний кризис показал, что работа с правительственной, с экономической информацией фактически требует такой же оперативности, как в свое время и сводки Совинформбюро.
Еловик: — Однако мне кажется, что следует сказать и о психологии массового восприятия. Менталитет наших потребителей таков, что стоит в газете чиновнику успокоить народ и дать информацию о том, что из продажи не исчезнут соль, сахар и спички, в последующие дни жди, что эти товары начнут исчезать с прилавков ровно в такой же последовательности….
Наши люди в такой ситуации рассуждают, как героиня Лии Ахеджаковой, которая, услышав мнение начальницы, что сапоги ужасны, тут же делает вывод: «Значит, надо брать!»
«Умом Россию не понять», — сказал поэт. А разве можно понять умом парадоксальное мышление граждан постсоветского пространства?! Главный режиссер Ленкома Марк Захаров рассказывал, что во времена, когда в Союзе исчезли с полок магазинов сигареты, он как раз уехал в длительную зарубежную поездку. И вот, вернувшись с гастролей, он сразу же, в аэропорту, прямо у таможенников поинтересовался, появились ли в продаже сигареты. Хотя, как признался сам, он лично не курит. Зачем ему так оперативно нужна была информация о поставках сигарет — сам удивляется, говоря об этом с улыбкой.
Гигин: Наверное, нельзя вешать всех собак на правительство и органы власти. Мы привыкли к тому, что слово «спекулянт» вроде бы кануло в Лету, появилось новое, нейтральное — «предприниматель». Но кризис показал, что на самом деле не все деловые люди предприниматели, есть среди них и спекулянты. Проблемы с поставками сахара как возникли? Пропала валюта, и некоторые наши горе-предприниматели поехали на Городейский сахарный завод скупить весь сахар по дешевке, а заодно «вымыли» сахар и из соседнего Клецкого района… Люди пришли в магазины — сахара нет. А спекулянты увезли товар в Россию — в Брянскую и Смоленскую области. Там продавали его за рубли, которые переводили в доллары. Естественно, пошли разговоры, что идет массовая скупка продукта. А по стране уже гулял другой слух о том, что сахар подорожает.
Еловик: Так было всегда: в кризисные времена кто-то теряет, а кто-то находит. Пользуясь дефицитом и разницей курсов, люди делают состояние, наживают капиталы. Однако вернемся к «шопингу». Народ скупал не только продукты, но и сложную бытовую технику. Смели с полок все: холодильники, телевизоры, СВЧ-печи… Представляю, как радовались наши белорусские производители — хоть склады с готовой продукцией разгрузили. Правда, не понимаю, как можно так поспешно выбрать тот же холодильник. Я, к примеру, к такой покупке подхожу основательно — изучаю марки, техническую характеристику… Возможно, технику покупали не для личного пользования, а для последующей перепродажи. Сомнительно, что этот «бизнес-проект» окажется для них прибыльным.
Помню, мама в начале 90-х, когда в условиях всеобщего дефицита деньги на глазах превращались в мусор, тоже решила их «выгодно» вложить. Ну а поскольку товаров никаких на прилавках не было, покупала все, что под руку попадется: шкатулки, соломенные куклы, наборы салфеток…Теперь весь этот «антиквариат» пылится в сундуке на даче. Главное, деньги «не пропали»!
Наверное, нужно ориентироваться на мировой опыт: кризисы уходят и приходят, а жизнь продолжается. И сегодня в мировой экономике проблема не произвести, а продать товар.
Гигин: Это называется кризис перепроизводства.
Еловик: А поэтому дефицит товаров — явление временное. Недолговечны, мне кажется, и нереальные «атомные» цены на некоторые вещи. Месяц назад в одном из крупных супермаркетов перец импортный стоил какую-то запредельную сумму за килограмм, но ценник этот провисел буквально пару дней. Люди с улыбкой проходили мимо, и заморский овощ вскоре заметно подешевел.
Гигин: А классический пример с машинами, которые ввезли к нам из-за границы в огромном количестве? Надежда была на то, что народ быстро раскупит весь этот хлам. Но, как видно по многочисленным объявлениям о продаже авто, этого не произошло. Уменьшилась покупательская способность населения. Конечно, цены на машины вырастут, но не так, как предполагали наши перегонщики, — рынок все отрегулирует.
А вообще, Елена Николаевна, судя по нашему разговору, я бы сделал вывод: определенная степень экономической безграмотности присуща всем нам. Помню, был на предприятии, и мне пришлось буквально на пальцах объяснять народу, чем акционирование отличается от приватизации. Рабочие считают, что если их предприятие акционируют, то это значит — отдадут в частные руки. Экономическая безграмотность населения порождает многие проблемы, в том числе и панику.
Еловик: По этой самой причине у нас и рынок ценных бумаг развивается со скоростью черепахи. За границей люди делают заначку не в виде консервов, круп или холодильников, а покупают акции… И тамошние дедушка Джон и бабушка Хелен разбираются в таких понятиях, как котировка акций, цена номинала и так далее. А в Беларуси, если вы знаете, даже не все поменяли приватизационные чеки на акции… Да, сегодня твое предприятие, возможно, не прибыльное, но завтра оно вполне может стать ликвидным, а значит, принести приличные дивиденды акционеру.
Гигин: Нужно и газете «7 дней» активнее проводить экономический ликбез.
Еловик: Читатели нашей газеты, скорее всего, успели правильно распорядиться чеками, потому что к теме чековой приватизации мы обращались в своих публикациях неоднократно.
Сегодня много говорится об инвестициях. Однако нужно понять такую простую вещь: пока в стране не появится свой, родной, внутренний инвестор, не появится и зарубежный. Пока сами люди боятся вкладывать деньги в свои же предприятия, иностранцы тоже будут присматриваться и выжидать.
Гигин: Признаюсь честно: я пребываю сегодня в хорошем настроении. Я научился смотреть на многие вещи философски. Во время кризиса не надо ставить себе глобальных целей. Я — за тактику мелких шагов. Достиг маленькой цели, пошел дальше…
Еловик: Иначе говоря, вы — за психологию здравого смысла, то есть за взгляды, основанные на логике, опыте и мудрых рассуждениях. Когда-то я проводила психологический тренинг со студентами журфака под названием «Ура! У меня неприятности!». Давала какие-то ключевые фразы, а ребята должны были их продолжить. К примеру, «Ура! У меня украли кошелек! Значит, сегодня я не пойду в пивную, а почитаю любимого Марселя Пруста». Или: «Ура! От меня ушел муж. Теперь я найду другого, более красивого и умного!»
Гигин: Главное, чтобы готовность к неприятностям не превратилась в постоянное ожидание неприятностей. А это называется уже совсем по-иному и вовсе не хорошим словом.
Вадим Гигин, Елена Еловик