Эффективная система и интересы населения
Организациям потребительской кооперации в первом полугодии 2011 года будет предоставлено 50 млрд. рублей бюджетной ссуды для закупки сельскохозяйственной продукции у населения и продовольственных товаров, произведенных предприятиями Минсельхоз-прода и концерна «Белгоспищепром».
Как уточнила пресс-служба белорусского правительства, такое решение содержится в постановлении Совета Министров № 685 от 1 июня. Предоставление такой ссуды означает существенную поддержку прежде всего сельского населения — основных поставщиков сельхозпродукции, которую закупает кооперация. Одновременно она обслуживает и встречный поток — поставку в торговую сеть Белкоопсоюза продовольственных товаров, которые произвели перерабатывающие предприятия АПК и «Белгоспищепрома». В основном это самые насущные продукты питания — хлеб, молочные и мясные, кондитерские изделия.
Есть еще один существенный момент, который упрощает путь отечественных товаров на прилавки потребкооперации. Закупки с использованием этой бюджетной ссуды производятся с применением процедуры закупки из одного источника. Эта норма распространяется на закупки продовольственных товаров, произведенных предприятиями, подчиненными Минсельхозпроду и концерну «Белгоспищепром», а также хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат государству либо административно-территориальным единицам.
Ссуда льготная, ее возврат установлен в сроки, определенные договорами, но не позднее 30 июня 2014 года. Министерство финансов получило поручение заключить с организациями потребкооперации договоры об условиях предоставления и возврата бюджетных ссуд. Своевременный возврат ссуды возложен на председателя Правления Белкоопсоюза, а также на руководителей соответствующих организаций потребительской кооперации. В случае нецелевого использования бюджетных ссуд или необеспечения в 2011—2014 годах темпов роста розничного товарооборота выделенные средства подлежат возврату в бюджет в соответствии с законодательством. Контроль за целевым использованием и своевременным возвратом выделенных средств возложен на Министерство финансов.
Тем временем предприятия Белкоопсоюза в 2011 году намерены не только выступать в качестве получателя льготных ресурсов. Это, можно точно сказать, скорее подкрепление социальной функции, которую потребкооперация исправно исполняет на селе. Главное же — в стремлении вести все более прибыльную хозяйственную деятельность, поставляя свою продукцию на внутренний и внешние рынки. Так, планируется в этом году увеличить объем экспорта продукции на 16 %, до 73 млн. долларов. Поставка белорусской сельхозпродукции за рубеж нарастает, и потребкооперация вполне способна обеспечить свою весомую часть этого потока.
Правление Белкоопсоюза определило два пути решения задачи. Первый источник — это ресурсы внутри системы: увеличение объемов экспорта пушнины, дикорастущих ягод и грибов, картофеля, овощей, продукции из кожевенного сырья, переработанной плодоовощной продукции, мяса. Программа совершенствования деятельности потребкооперации содержит весьма конкретные задачи по динамичному наращиванию объемов производства пушнины, заготовки и переработки дикорастущей и сельхозпродукции, пользующейся повышенным спросом на зарубежных рынках. Вторым источником должно стать расширение поставок на экспорт продукции промышленных предприятий, которые находятся вне системы Белкоопсоюза. Потребкооперация готова активнее применить свои каналы для экспорта мясной и молочной продукции, кондитерских изделий, консервов, продукции легкой промышленности, мебели, строительных материалов и т.д. Между прочим, эта стратегическая задача успешно выполняется: объемы экспорта продукции белорусских предприятий, в том числе и организаций потребкооперации неуклонно растут.
В торговой отрасли основной задачей развития на 2011 год остается решение далеко не новой проблемы: как сократить разрыв в темпах роста товарооборота потребительской кооперации по сравнению с республиканскими показателями в целом. Один из вариантов для этого —активное развитие торговли в крупных городах и райцентрах. Надо улучшать обслуживание населения малых сел, в которых нет стационарной розничной сети. Таких в отрасли 13,2 тысячи, и с каждым годом это количество, к сожалению, растет. В этом году планируется приобрести 56 автомагазинов, что позволит поэтапно увеличить частоту обслуживания каждого населенного пункта. Предстоит также оснастить все объекты розничной торговли необходимым холодильным оборудованием. А еще совершенствование работы торговой отрасли подразумевает такие направления, как построение более рациональной и централизованной системы оптовых закупок товаров, рост объемов продаж и ускорение оборачиваемости, уменьшение потребности в денежных средствах, особенно в кредитах. И, конечно же, продолжится переход к сетевым принципам организации розничной торговли, который уже был начат. То есть система будет становиться более рациональной и более современной, отвечая потребностям покупателей, которые сегодня разнообразны и не ограничиваются лишь хлебом насущным.