И В ТОМ СТРОЮ ЕСТЬ ПРОМЕЖУТОК МАЛЫЙ

Источник материала:  
И В ТОМ СТРОЮ ЕСТЬ ПРОМЕЖУТОК МАЛЫЙ

Давно отгремели бои Великой Отечественной войны. Память героев увековечена в орденах, медалях, названиях улиц и в мемориальных комплексах. Современная молодежь узнает о мужестве дедов и прадедов из учебников, фильмов, воспоминаний ветеранов. Вот только все меньше остается тех, кто не понаслышке знает об ужасах военного лихолетья. Поколение, пережившее ад, уходит. Но и в атмосфере скорби, которой окружена память военных лет, находится место пусть и печальным, но одновременно светлым мгновеньям. Оценить это в полной мере смогла семья Колесниченко, проживающая в Украине.

Он не вернулся из боя

Война застала уроженца Винницкой области Корнея Петровича Колесниченко в Тбилиси, где он работал на танкоремонтном заводе. Такой военный объект и в мирное время имеет стратегическое значение. Что же говорить о военном? Рабочие предприятия имели бронь, однако товарищи по цеху, в котором трудился Корней Колесниченко, приняли мужественное решение — в 1942 году всей бригадой написали заявление о добровольной отправке на фронт.
До Победы Корней Петрович не дожил. Погиб, освобождая от вражеской чумы территорию Беларуси.
В сумятице военного времени семья защитника Отечества похоронку так и не получила, а потому в худшее близкие верить отказывались. Трагическое известие спустя годы донесли до родных сержанта Колесниченко однополчане. Однако при каких обстоятельствах он погиб, а уж тем более где похоронен, ответить так и не смогли.
«Бабушка до последней минуты ждала его возвращения, но так и не дождалась, — вспоминает внук героя Вадим Колесниченко. — В детстве я знал, что дедушка погиб, но не имел представления, где именно. Предполагалось, что где-то в Германии или Украине, под Каменец-Подольским. Все запросы, которые мы делали, касались именно этих территорий. Всякий раз нам приходили отказы. И постепенно мы потеряли надежду узнать о нем что-либо конкретное».

Помог случай

В 90-х годах прошлого века в Севастополе было инициировано создание музейного комплекса 35-й береговой батареи Черноморского флота. Во время обороны города на этой многострадальной земле погибло или было взято в плен около 80 тысяч человек. Военнопленные впоследствии были объявлены врагами народа. Долгие годы эта трагическая страница истории оставалась перевернутой.
«Лет 15 тому назад мы по крупицам начали восстанавливать фамилии людей, которые пропали в боях под Севастополем. Работа велась за счет народных средств, из госбюджета не поступило ни копейки. Активно взаимодействовали в том числе и с министерством обороны России. Я уже и не рассчитывал что-либо узнать о моем деде. Но однажды сотрудники министерства сами предложили помощь. На мои сомнения они возразили: «Ты дай нам информацию, а дальше уже наше дело». «Без особой надежды я предоставил им данные», — рассказал Вадим Колесниченко.
Через несколько месяцев пришел пакет, а в нем — полный комплект ксерокопий всех документов. «Как же так? Почему эти документы не были обнаружены раньше?» — недоумевал Вадим Колесниченко. Оказалось, что в России — правопреемнице центрального архива Советского Союза — создана внушительная компьютерная база, содержащая огромные пласты информации.
И оказалось, что погиб сержант Колесниченко не в Германии и не в Украине, а в Беларуси, под стенами древнего Каменца.
Поисковая работа в Каменецком районе была начата в 1967 году. На его территории погибло около 3 тысяч солдат, сержантов, офицеров. Выяснилось, что Корней Колесниченко пал в бою в лесном массиве в шести километрах от города Каменец. На войне как на войне: где боец пал, там и хоронили. В 60-х годах прошлого столетия было принято решение упорядочить военные захоронения. Останки, погребенные по всему лесу, собрали и перезахоронили в Каменце в одной братской могиле. Нашел здесь последний приют и Корней Колесниченко.
«Полтора года назад мы узнали об этом, но только сейчас получилось приехать. Я хотел взять с собой сына, но ему только четыре года и он слишком мал для дальних переездов. Мой отец — сын сержанта Колесниченко — не смог приехать из-за плохого самочувствия: возраст не позволил. А для меня было делом чести, пока отец жив, побывать на могиле деда, поклониться ему, передать от моего отца цветы», — не сдерживая эмоций, говорил внук героя.
Великая Отечественная война кардинальным образом сблизила все республики бывшего СССР. И все-таки именно Беларусь, Россия и Украина стали главными жертвами немецко-фашистского нашествия. Здесь разворачивались самые тяжелые и кровопролитные боевые действия.
«Важно донести до моего отца, до друзей, до всех украинцев информацию о том, как бережно в Беларуси относятся к памяти воинов. И это несмотря на то, что многие бойцы, павшие здесь, родом из других республик. Они пришли для того, чтобы освободить эту землю от общего врага, и полегли на полях сражений... Через несколько лет я обязательно привезу сюда и сына. Он должен знать, где покоится его прадед», — сказал Вадим Колесниченко.

Неонацизм в действии?..

В своей стране Вадим Колесниченко — человек известный, он представляет комитет по вопросам правосудия Верховной Рады Украины. В свете событий, имевших место в Львовской области в День празднования Великой Победы, корреспондент «7 дней» счел профессиональным долгом получить комментарий избранника украинского народа относительно инцидентов, оскорбивших ветеранов.
— Вадим Васильевич, события, имевшие место в Львовской области в День Победы, потрясли белорусов. Участники Великой Отечественной войны, проживающие в Западной Украине, имеют возможность поддерживать связи, контакты с однополчанами?
— Ветераны не лишены такой возможности. Они контактируют с ветеранскими организациями. В Украине действуют общественные организации, которые помогают участником войны, поддерживают их. В подавляющем большинстве торжественные мероприятия в западных областях Украины прошли подобающим образом: с флагом Победы, цветами, оркестрами, минутой молчания. Однако отдельные эпизоды, имевшие место 9 Мая, выявили нарыв, который зрел долгие годы и, в конце концов, лопнул. Львовский демарш — это инспирированные акции, демонстрация силы неонацистов. В этом есть определенная доля вины в том числе и украинских политиков.
— Нетрудно догадаться, какие моральные страдания причинили ветеранам майские беспорядки во Львове. Находит ли это понимание у местных властей?
— Однозначно не находит никакого понимания! О чем можно говорить, если местная власть доплачивает из бюджета определенные суммы к пенсии коллаборантам, участникам бандеровского движения?
— Как вы думаете, реакция правоохранителей, последовавшая за действиями экстремистов, означает, что виновные понесут соответствующее наказание, или все, как часто бывает, будет спущено на тормозах?
— Хочется верить, что этим действиям будет дана жесткая уголовная оценка. Такое допускать нельзя. Количество заведенных уголовных дел и следственных действий, за которыми мы имеем возможность наблюдать, позволяют надеяться, что подобные эксцессы во Львове, Ивано-Франковске, Тернополе в дальнейшем будут пресекаться более решительно. В Украине на официальном уровне принято решение о флаге Победы, о минуте молчания во всей стране. Я думаю, это достойный ответ тем, кто пытается нивелировать, дискредитировать нашу историю.


Полина ПАШКОВСКАЯ
←Червенский рынок переезжает в Лошицу

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика