Новая волна эмиграции: куда уезжает будущее Беларуси
События на Площади 19 декабря и последующие репрессии подтолкнули многих студентов-участников акции покинуть Беларусь вместе с некоторыми представителями оппозиции. И пока последние продолжают бороться за демократию и создают белорусские офисы в Европе, молодые люди получают образование и думаю, стоит ли возвращаться домой.
Напомним, многие студенты, вышедшие 19 декабря на Площадь, уже в начале этого года — после зимней сессии — были отчислены. Другим посоветовали вести себя тихо, чтобы не последовать той же дорогой.
Формальной причиной отчисления, в основном, является «академическая неуспеваемость». Правозащитники опровергают утверждение о том, что некоторые студенты сами провоцируют отчисление, поскольку это позволит им продолжить обучение за рубежом: «Все эти студенты на виду, знакомы правозащитникам, их кандидатуры тщательно проверяются. Кроме этого, некоторые студенты отчисляются с 4-5 курсов, и никто из них не хотел бы уезжать из Беларуси».
Европейский гуманитарный университет (ЕГУ) в Вильнюсе создал чрезвычайный фонд для поддержки студентов, исключенных из белорусских вузов по политическим мотивам. Хельсинкский фонд по правам человека (Польша) направил в январе открытое письмо министру образования Беларуси с призывом «не допустить практики репрессий в отношении студентов высших и средних специальных учебных заведений, принимавших участие в мирных акциях протеста».
Комитет ООН по правам ребенка в своих рекомендациях по итогам рассмотрения Объединенного 3-го и 4-го периодического доклада Республики Беларусь о соблюдении Конвенции ООН «О правах ребенка» и факультативных протоколов к этой конвенции выразил обеспокоенность тем, что право на свободу ассоциаций и мирных собраний для молодежи не гарантируется в законодательстве и на практике.
Как рассказала Naviny.by председатель общественного комитета защиты репрессированных «Салідарнасць» Инна Кулей, сразу после событий 19 декабря на внеочередной набор по польской правительственной стипендиальной программе имени Калиновского заявления подали 59 человек, на новую программу Калиновского уже подано 70 заявок, и это еще не предел.
«Уже уехали учиться те, кто попал на внеочередной набор сразу после 19 декабря, — пояснила она для Naviny.by. — Эти 59 человек можно разделить на две группы: первые — молодые люди (отчисленные студенты или активисты, которые вынуждены уехать из страны), у которых есть и все необходимые документы, и желание продолжить обучение за границей; вторые — зрелые люди с образованием, которые выезжают не с целью учебы, сейчас они проходят курсы польского языка для социальной адаптации. Думаю, можно говорить, что определенная часть из этих 59 человек продолжит обучение по программе Калиновского в Польше.
Сейчас мы собираем документы на новые образовательные программы в Литве (ЕГУ), Польше (программа Калиновского), Эстонии и Чехии. На такую новую программу Калиновского уже подано 70 заявок».
А впереди еще летняя сессия, которая может увеличить число вынужденных доучиваться за рубежом белорусских студентов.
«Достаточное количество студентов сейчас находятся под угрозой отчисления из вузов — те, кто участвовал в кампаниях кандидатов в президенты, кто был на Площади. Пока к ним не были применены никакие меры наказания — чтобы не привлекать внимания, но многих уже успели напугать отчислением, некоторые не смогли сдать экзамены. К нам уже обратились 15 таких человек», — добавила Инна Кулей.
По ее словам, зарубежные программы предусматривают помощь не только репрессированным студентам, но и детям, чьи родители подверглись уголовному или административному наказанию, были уволены с работы: «Дети из таких репрессированных семей зачастую не могут поступить или продолжить обучения — либо из-за того, что они в «черном списке», либо из-за финансовых проблемы».
На наш вопрос, не останется ли таким темпами Беларусь без оппозиции, без серьезных организаций, да и вообще без будущего и мозгов в лице уехавшей молодежи, эксперты отвечают по-разному.
Инна Кулей успокоила — большинство выпускников зарубежных образовательных программ все же возвращаются в Беларусь.
«В целом, возвращается в страну порядка 80% отучившихся за рубежом. Но в зависимости от сложившейся ситуации каждый из них сам решает, может ли он вернуться в Беларусь — не находится ли он в статусе подозреваемого, не завели ли на него уголовное дело, не угрожает ли ему преследованием, — пояснила она. — Но если судить по двум выпускам по программе Калиновского, порядка 95% молодых людей возвращается в Беларусь и работает здесь. Правда, не в государственных, а в частных организациях».
Ольга ПРУДНИКОВА