Не нужен нам берег турецкий?
Белорусы отказываются от туристических поездок за рубеж, но и на родине отдыхать не собираются
Предприятия, работающие в сфере въездного туризма, в выражении «продать родину» не видят ничего предосудительного. По сути, туристический потенциал страны — это тот же товар, который не только можно, но и нужно продавать. Вопрос в том, что делать это не так-то и легко. Удаленная от морских прибрежных курортных зон наша страна может предложить иностранным гостям лишь отдых в лесах и на берегах озер и рек. А такими богатствами могут похвастаться многие государства. Вот и получается, что для того, чтобы серьезно конкурировать с ближайшими соседями, белорусам приходится разрабатывать почти эксклюзивные предложения.
Ввоз и вывоз
Прошлый год, равно как и позапрошлый, белорусская туриндустрия завершила с положительным сальдо, которое сложилось на уровне $ 105 млн. В общей сложности экспорт туруслуг вырос на 35 % и достиг $ 146,7 млн., тогда как импорт также существенно подрос до 32,9 % — до отметки $ 41,4 млн. В Министерстве спорта и туризма отмечают: в минувшем году вырос экспорт туристических услуг в Катар, Швейцарию, Бахрейн, ОАЭ, Израиль и Китай. Но туристы из этих государств на нашей земле пока еще относительно редки. Более других к нам едут россияне, на втором месте находятся гости из Турции, далее в этом рейтинге расположились визитеры из Великобритании, Германии и Украины.
Все предприятия индустрии туризма связывают свои надежды с новым туристическим сезоном, который открылся буквально на днях. Сегодня уже понятно: за ближайшие три месяца гостиницы и санатории получат почти стопроцентную наполняемость при обещанных быть поднятыми ценах на проживание и сопутствующие услуги. Более того, в туристических агентствах говорят, что в пиковый момент нагрузки в конце июня — начале июля номеров может даже не хватить. Традиционно иностранные турфирмы начинают бронировать места в белорусских здравницах еще в феврале—марте, но в нынешнем году, как ожидается, ввиду сложностей на валютном рынке немало белорусов также могут принять решение отдохнуть поближе к дому. Хотя, как отмечают в белорусских компаниях, оказывающих туристско-экскурсионные услуги, среди соотечественников желающих отдохнуть на территории родной страны пока не так много, хотя по сравнению с прошлыми годами их объем увеличился. «Такое чувство, что белорусы решили вообще не отдыхать», — недоумевают в компаниях.
Причиной инертности называют не слишком низкую, по белорусским меркам, стоимость услуг отечественных санаториев. Масла в огонь подлили и недавние слухи о резком ее увеличении в связи с проблемами на валютном рынке. «Стоимость путевок для социально не защищенных слоев населения не поднимется, для остальных же она взлетит не более чем на 10—15 %. И то эти цифры справедливы для самого горячего сезона. В начале осени, когда спрос на услуги белорусских здравниц сокращается, вообще прогнозируем их падение. Белорусским санаториям и по нынешнему ценнику заполнить пустующие номера в осенне-зимний период бывает непросто», — говорит генеральный директор агентства «Центркурорт» Олег Михайлов.
Выстрел из двух стволов
Санаторно-курортный отдых — то, чем всегда славилась Беларусь, не так давно начал возрождаться в обличье курортно-реабилитационного туризма. Приезжие стремятся попасть в белорусские санатории не только с целью отдохнуть там и подышать свежим воздухом, но и подлечиться. Поговаривают, что белорусские туристические компании начали продвигать на внешних рынках концепцию «медицинского туризма». Медуслуги в нашей стране стоят заметно ниже, чем в соседних странах, а значит, найти желающих подлечить зубы или сделать ринопластику носа — вполне реальная задача - http://www.alexanyan.ru/operation/rhinoplasty. Белорусские туристические компании, работающие на российском рынке, уже начали предлагать. В качестве козырей они позиционируют и развитую сеть современных государственных и частных клиник, оборудованных медтехникой на уровне мировых стандартов, и высокопрофессиональный медперсонал.
Еще одно направление туризма, которое реально может стать туристической «голубой фишкой» Беларуси, — это охота и рыболовство. На этом фронте не без успехов. В январе нынешнего года — в самый разгар охотничьего сезона на оленей и диких кабанов — лесоохотничьи хозяйства, входящие в структуру Министерства лесного хозяйства, заработали в два раза больше, чем планировалось. В общей сложности от охотничьего туризма и эксплуатации охотничьих комплексов Беларуси удалось «настрелять» у зарубежных охотников Br 419 млн.
Всего в 2011 году от ведения охотничьего хозяйства ожидается получить Br 7,6 млрд., в том числе от проведения охотничьих туров с участием иностранных граждан — Br 2,58 млрд., от эксплуатации охотничьих домиков — Br 1,9 млрд. При этом охотничьи хозяйства Беларуси пользуются все большим спросом у иностранных туристов. «Иностранцы очень любят охотиться у нас, потому как белорусская охота в отличие от рафинированных услуг наших соседей выглядит как максимально приближенная к реальным условиям», — подтверждает директор ГПУ НП «Припятский» Степан Бамбиза. Специалист констатирует: в нынешнем году рост охотничьих туристических услуг действительно оказался рекордным — в национальном парке за последний охотничий сезон удалось заработать порядка $ 750 тыс. «При этом не стоит забывать, что охота — это только основа для привлечения туриста. Ведь деньги он будет тратить не только на право пострелять из ружья. Он и в гостинице поживет, и в бане попарится, и в ресторане пообедает, и в баре посидит — а это все добавленная стоимость туристического бизнеса», — комментирует Степан Бамбиза.
Где взять деньги?
Потенциальному туристу, пожелавшему отдохнуть в умеренном европейском климате, приходится отнюдь не голословно доказывать, что белорусская часть, скажем, Беловежской пущи ничуть не уступает польской, а санатории на Браславских или Нарочанских озерах мало чем отличаются по качеству и ассортименту услуг от аналогичных, расположенных на берегах Балтики. Понятно, что для подпитки аргументарной базы в стране следует активно развивать агроэкотуризм. Но эта отрасль туристического рынка пока больше интересна частному бизнесу, а он, предчувствуя недостаточно быструю окупаемость проекта, приходить в него не спешит.
Возможно, на всплеск частной инициативы стоит рассчитывать после принятия в стране Государственной программы развития туризма на 2011—2015 годы. Она определила зоны роста агроэкологического турбизнеса, которым будет уделяться особое внимание. Это Припятское Полесье, Нарочанская курортная зона, Августовский канал, Беловежская пуща, Пинское Полесье, а также Полоцкая, Витебская, Гродненская, Новогрудская, Могилевская, Борисовская, Жлобинская, Полесско-Туровская и Слонимская турзоны. Авторы госпрограммы рассчитывают, что именно эти точки на карте страны вскоре начнут активно застраиваться мотелями, базами отдыха и гостиницами. Госпрограммой предусмотрено строительство и реконструкция более 200 туристических объектов, включая комплексы, охотничьи дома и памятники культуры. Большое внимание уделено гостиничному направлению, особенно отельному сектору Минска, который в 2014 году должен принять чемпионат мира по хоккею. Для инвесторов определены 28 площадок под строительство гостиничных комплексов, по 14-ти из них уже есть конкретные проекты. В общей сложности к 2015 году в Беларуси планируется построить и реконструировать более 1,1 тыс. туристических объектов.
«Только в нынешнем году Беларусь на продвижение туриндустрии направит Br 1,5 млрд. Программа будет финансироваться из бюджета только на 18 %, остальное составят средства из внебюджетных источников», — рассказывает аудитор сектора по сертификации услуг Национального агентства по спорту и туризму. Согласно программе экспорт туристических услуг к 2015 году должен вырасти в 3,5 раза и составить $ 510 млн.
--------------------------------------------
Чтобы гости были в курсе
В Беларуси создадут сеть туристско-информационных терминалов
В Беларуси планируется разработать программное обеспечение информационной базы данных для информационных терминалов. Предполагается, что туристско-информационные терминалы станут частью Единой туристско-информационной сети Беларуси (ЕТИС) — системы сбора и распространения информации о туристических и сопутствующих услугах в стране. ЕТИС подразумевает участие всех организаций и предприятий, предлагающих туристу свои услуги. Аналогичные системы существуют и в других странах мира.
Приступить к формированию единого информационного пространства и созданию программного продукта с возможностью его применения во всех информационных терминалах республики Национальное агентство по туризму рассчитывает уже во втором полугодии этого года. Финансироваться проект будет из республиканского бюджета. Всего, согласно Государственной программе развития туризма в Беларуси на 2011—2015 годы, на эти цели будет израсходовано около Br 100 млн.
В сети туристско-информационных терминалов будет представлена информация об услугах проживания, питания, экскурсиях и других возможностях, связанных с дополнительным сервисом и времяпрепровождением туриста в Беларуси.
Разработчиком программного обеспечения для сети туристско-информационных терминалов может выступить любая белорусская IT-компания. Подрядчика, вероятнее всего, определят в результате тендера.
БЕЛТА