Брест объят потребительским бумом
Брест объят потребительским бумом
В субботу, 21 мая, на цокольном этаже ЦУМа просторно и грустно. Если раньше здесь было сложно лавировать среди разнообразных шкафов-купе, мягких уголков, холодильников, стиральных машин и газовых плит, то теперь хоть йогой занимайся. Конечно, кое-что одиноко стоит в центре, но невзрачные бумажки гласят: "отложено в кредит", "продано", "оформляется кредит". Разобрали как импортные, так и отечественные товары. По гулкому залу ходит парочка пенсионеров, которые обсуждают: брать один ковер или два. "Триста тысяч - это сейчас вообще не деньги для ковра", - рассуждает женщина.
На первом этаже ЦУМа горожане активно оформляют покупки в рассрочку. В надежде сохранить хоть сколько кровно заработанных и так быстро обесценивающихся денег брестчане покупают телевизоры, миксеры, дорогие кожаные сумки, костюмы, наборы кастрюль с 3- и 6-месячной рассрочкой платежа. Сотрудницы центра кредитования выглядят уставшими, но улыбаются и оформляют, оформляют, оформляют документы.
У частников в "Вашем выборе" тоже пустовато. Почти ни на какой технике в одном из павильонов не указана цена. По моей просьбе консультант уточняет: "Этот утюг 380, этот 520. Хотя нет, последний все-таки 460". Ради эксперимента я произношу провокационную фразу, мол, пойду сейчас 50 долларов сдам в обменник и вернусь за утюгом. Продавец преображается: он готов, несмотря на пугающий штраф в 100 базовых величин за незаконные валютные операции, купить мои доллары по 6 500. Хотя за пару минут до этого пересчитывал стоимость покупки в доллары по 7 000: "Разве дорогой утюг - всего 75 долларов". Ну, нарушать закон в рабочее время я не стану, да и доллары в кармане иллюзорные.
В "Лаванде" интересуюсь о возможности оформить в рассрочку покупку наушников и плеера. "Временно не оформляем. Вы что, какая рассрочка, когда доллар по 8 тысяч?!" - слышу в ответ.
В магазине ковров на бульваре Шевченко ажиотаж. Ковры, дорожки, паласы вертят, перекладывают, режут, обметывают без перерыва. Сотрудники бегают туда-сюда, все в поту, но беспрестанно подстегивают покупателей: "Товар еще по старой цене. Когда новый привезут, не известно, да и сложно предугадать, какая цена будет. Берите, берите, берите…"
В мебельном на углу Кирова и Гоголя почти вся мебель продана. Даже элитные модели: диваны и кресла с резными ножками, обитые натуральной кожей, тонированные буфеты и серванты с фасетчатыми стеклами из массива дерева и т. д. - снабжены все теми же табличками "продано".
У меня мелькает мысль: наверное, бизнесменам от наружной рекламы стоило подсуетиться и продать магазинам заготовки с "отложено" и "продано", выполненными на пластике, с клееными буквами. А то огрызки из школьных тетрадок на таких дорогих покупках смотрятся несуразно.
В брестских мебельных магазинах непривычная пустота
В магазине с товарами для дома и ремонта - неразбериха с ценниками. Женщина выбирает коврик и недоумевает: "Неужели половичок стоит 280 тысяч? Ну и что, что бельгийский и натуральный. Действительно такая цена?" Оказалось, просто ценники из другого отдела случайно попали сюда. На многих товарах висит табличка "переоценка". "Я уже не могу адекватно оценить, что сколько стоит. Не знаю, много или мало от меня хотят за обои или молдинг", - растерянно говорит другая покупательница. Из глубины зала выныривает мужчина и, пробегая мимо нас, громко шепчет: "Ничего, ничего! Путин даст нам вечером денег".
Заместитель премьер-министра РБ Сергей Румас в этот же день заявил, что ажиотажный спрос на потребительские товары в некоторых регионах Беларуси не обоснован. Он подчеркнул, что ситуация стабильная и правительство контролирует и отслеживает ее.
Мне же показалось, что брестчане в такие заявления практически не верят. Скорее, наоборот. Сказали, что сахара будет в достатке, люди, как косяк сельди, метнулись за сахаром. Пообещали без перебоев снабжать солью - косяк развернулся в ее сторону. Ситуация анекдотичная, но как-то смеяться вовсе не хочется. Хочется узнать, куда люди дели все те утюги-пылесосы-шубы, которые они скупали два с половиной года назад. И в течение какого времени восстановился из нулевого до обычного спрос в магазинах после того, начала 2009 года, потребительского ажиотажа.