Перспективный маршрут

Источник материала:  

Перспективный маршрут

О выездном туризме

Начинается сезон отпусков. Брестчина, как и все другие регионы, — в ожидании туристов. Можно ли качественно отдохнуть в санаториях и на базах отдыха области? Что нужно сделать, чтобы к нам активнее ехали зарубежные туристы?


Размышляю над цифрами. Ознакомилась с ними на недавнем заседании Брестского облисполкома. За минувшие пять лет в области введено 117 туристических объектов. Построено 96 — придорожного сервиса. Ударными темпами возводится окружная дорога у Беловежской пущи...


Инфраструктура развивается. Какой эффект? За прошлый год в Брестскую область организованно, то есть через турфирмы, приехали 27 тысяч туристов. 5 лет назад эта цифра была вдвое меньше. Более 14 тысяч человек отдохнули в агроусадьбах. На 4 миллиарда рублей оказано услуг иностранным охотникам...


Но есть нюансы. «Почему меньше ездит поляков, почему не рвутся отдыхать украинцы?» — вопрос председателя облисполкома Константина Сумара прервал доклад о достижениях. Действительно, все хорошие цифры — только за счет россиян.


Можно сетовать, что у поляков и украинцев — свои жемчужины. Но не секрет, что главной нашей бедой остается сервис. Не хватает гостиниц. А многие из тех, что есть, — обветшали. Для сравнения: в маленьком польском Августове столько же так называемых койко–мест, как во всей Брестской области. В разгар сезона отели Бреста трещат по швам. А каждый третий район области вообще не в состоянии разместить группу туристов из 50 человек.


Вторая беда — реклама. Выставки — это хорошо. Но почему у сайта «Брестчина туристическая» (его присутствовавший на заседании облисполкома замминистра спорта и туризма Чеслав Шульга похвалил) нет ни английской, ни польской версий? А видели, какие вдоль дорог бигборды? Обезличенные. Зачастую выцветшие. Задумывались ли специалисты по туризму (такие есть в гор–, райисполкомах), что красиво представленные в рекламе города и села не только привлекут туда новых туристов, но и подтолкнут самих жителей не разрушать красоту? Не хватает указателей. А иногда они вызывают горькую усмешку. Как, например, табличка: «WC 45 км»...


«Здравствуйте, извините», — голос в трубке сменяется короткими гудками. На том конце не смогли ответить иностранцу на его языке. Еще одна известная проблема. Менее половины из работающих в туристической отрасли области имеют специальное образование. Сейчас туристических менеджеров готовит Полесский госуниверситет — на них надежда. Ведь госпрограмма «Припятское Полесье» тоже имеет весомую туристическую составляющую.


О Беловежской пуще, наконец, сказали на заседании облисполкома честно: есть вопросы по качеству питания в пущанском ресторане, по гостиницам, бассейн не используется. Туристы–то это знали, а чиновники в упор не замечали.


Совершенствоваться можно до бесконечности. Чеслав Шульга посоветовал использовать для туризма большой хуторской фонд, старинные усадьбы и... сельхозпредприятия. И правда, есть хозяйства, побывать в которых любопытно. Например, в Ляховичском районе разводят овец, а в Ивановском есть свое сырное производство, колбасные и рыбные цехи. Если турист хочет отдать рубль, его нужно взять — этот простой закон туристического менеджмента, увы, правилом пока не стал.


Почему–то ни от кого на заседании облисполкома я не услышала, что один из способов привлечения иностранных туристов заключается в поиске партнеров за границей. Меня удивило молчание руководителей турфирм, приглашенных в зал заседаний для честного разговора. Неужели не верят, что туристов можно не только отправлять на моря, но и с не меньшей выгодой принимать у себя?


Да, посредничество — дело выгодное. И не настолько хлопотное, как создание своего собственного продукта. Но насколько перспективен такой бизнес? Ведь уже сегодня видно: погоду на рынке выездного туризма делают несколько крупных компаний. Мелкие агентства задвигаются все дальше на второй план. И формирование собственного, интересного для клиента предложения вполне могло бы стать динамичной сферой бизнеса. Ведь, по большому счету, все для этого есть: что показать, куда пригласить, на чем отвезти. Остается только грамотно упаковать и профессионально предложить. Может, чего–то не хватает? Нужны еще какие–то стимулы? Все–таки жаль, что руководители турфирм на совещании молчали...

Автор публикации: Валентина КОЗЛОВИЧ

←Князи в грязи

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика