Охота к перемене блюд
До 2015 года сеть общественного питания Беларуси должна прирасти на 25 тысяч мест
Чемпионат мира по хоккею с шайбой, который пройдет в Минске в 2014 году, по оценкам экспертов, обойдется нашей стране в $ 13 млн. Но такая игра стоит свеч, ведь выигрыш, по самым скромным подсчетам, может принести в казну в 4—5 раз больше. Впрочем, для того чтобы «сорвать банк», нужно тщательно подготовиться. Позаботиться не только о подготовке площадок для ледяных баталий, но и о создании в стране такой инфраструктуры, которая позволила бы обеспечить 50 тысячам иностранных туристов не только «зрелища», но и «хлеб». При нынешнем же уровне развития в стране сети общественного питания немало гостей рискуют остаться голодными…
Вот это — стол, за ним сидят…
Специалисты говорят: отечественный ресторанный бизнес впервые за несколько последних лет столкнулся с ситуацией, которую иначе, как обидной, и назвать-то нельзя. С одной стороны, мест общественного питания у нас в стране для нормального развития отрасли катастрофически не хватает, с другой — не редки ситуации, когда места за столиками пустуют. Практика показала: рестораны не способны выдерживать «пиковые» нагрузки — в выходные и праздничные дни найти свободное место, действительно, тяжеловато, но вот в будние дни ситуация обратная. Пользуются услугами кафе, баров и ресторанов далеко не все белорусы, хотя, по статистике, в среднем каждый житель страны посещает заведения общепита примерно раз в месяц.
Вместе с тем в Минторге признают: социальный стандарт по обеспеченности местами в объектах общественного питания на сегодняшний день в нашей стране в целом выдерживается, но все равно по сравнению с большинством европейских государств остается непростительно малым. На тысячу жителей у нас приходится примерно 25,1 места, в то же время у абсолютного большинства наших соседей этот показатель составляет не менее 35 мест. О недостаточности развития сети объектов питания свидетельствует и неравномерность нагрузки на один объект по регионам. К примеру, на один ресторан в белорусской столице приходится 1754 человека, в Брестской области — 1701, в то время как в Могилевской области на посещение такого заведения претендуют 1464 посетителя, в Витебской — 1548. Пожелай хотя бы треть из них поужинать в одно и то же время — уйдут несолоно хлебавши…
В Минторге подчеркивают: до 2015 года в стране планируется увеличить действующую сеть объектов общественного питания на 767 единиц, или на 25,5 тысячи мест. Кстати, сегодня этот сегмент национальной экономики в Беларуси представлен 11 651 объектом, в которых одновременно могут разместиться 724 тысячи посетителей.
Фаст-фуд снимает сливки
В Минторге, понятное дело, рассчитывают в этом вопросе на частную инициативу. В ведомстве считают, что инвесторам следует уделять больше внимания таким направлениям, как открытие специализированных пивных ресторанов, объектов, основанных на традициях белорусской национальной кухни, отражающих колорит и самобытность белорусской культуры, а также на создании специализированных заведений, таких как детские кафе, кофейни и блинные. Последние, по задумке, должны быть ориентированы на организацию обслуживания посетителей с детьми и молодежи — тех категорий клиентов, которые в последние годы традиционно оказывались обделенными вниманием рестораторов. В Минторге, кроме того, предполагают, что в ближайшие годы вырастет у предпринимателей, трудящихся на ниве общественного питания, интерес и к «фуд-кортам» — объектам, расположенным в торговых центрах. На рынках соседних стран именно этот формат в последние годы оказался наиболее перспективным и наименее капиталоемким методом для развития сети и закрепления на рынке.
В последние несколько лет в Беларуси отмечается тенденция открытия наиболее «демократичных» объектов питания — закусочных, кафетериев и баров. А вот сеть ресторанов, напротив, сокращается: рассчитанные на более взыскательную публику, такие заведения временами не выдерживают конкуренции. За последний год число ресторанов в стране сократилось на 4 %, а количество мест в них — на 13 %.
Хоккей на тарелке
Для обеспечения эффективного торгового обслуживания участников и гостей чемпионата в Минске даже была разработана «Схема размещения объектов общественного питания общедоступной сети до 2015 года», которой запланировано строительство и ввод в эксплуатацию объектов с более чем 15 тысячами посадочных мест. К 2014 году, правда, будут введены только 12 тыс. из них, но этого, как считают авторы программы, должно хватить.
Размещение объектов общественного питания предусмотрено в местах со значительными пешеходными потоками, в туристических зонах и зонах отдыха, вблизи культурно-развлекательных и спортивных сооружений. Реализация проекта позволит обеспечить к 2014 году наличие в общедоступной сети общественного питания более 65 тыс. посадочных мест, а с учетом объектов социальной сферы, которые также планируется задействовать на время проведения чемпионата, количество мест за столиками увеличится еще на 120 тысяч.
Борщ у дороги
Еще одна «больная мозоль» рынка общественного питания — текущий уровень развития объектов придорожного сервиса. Таких точек вдоль даже самых нахоженных путей и автострад с достаточно плотным движением крайне недостаточно. По данным Белстата, по состоянию на начало нынешнего года в республике функционировал 441 такой объект. По итогам работы за 2006—2010 годы в республике введено 240 из них. Нежелание инвесторов связываться с таким направлением, как придорожный сервис, эксперты объясняют низкой рентабельностью этого бизнеса. Вместе с тем в Минторге ссылаются на зарубежный опыт, который показывает, что обеспечение высокого качества обслуживания и широкого спектра услуг достигается за счет создания не единичных точек общепита, а крупных комплексов на базе АЗС и возникающей в этих условиях конкуренции. Рассчитывают, что к концу 2015 года в Беларуси появится более 40 таких объектов.