Халип, Северинец, Марцелев. Осуждение с переходом на личности

Источник материала:  
16.05.2011 16:02 — Новости Общества


Официальная версия в виде обвинительного приговора очередным фигурантам «дела 19 декабря» Ирине Халип, Павлу Северинцу и Сергею Марцелеву ограничена типичным набором следственной доказательной базы. Обвиняемые признаны виновными в том, что «организовали групповые действия», «активно в них участвовали», чем «нарушили общественный порядок, работу общественного транспорта, предприятий учреждений» и прочего. За что и были наказаны.

Халип, Северинец, Марцелев. Осуждение с переходом на личности

Напомним, по части 1 статьи 342 Уголовного кодекса собкор российской «Новой газеты» Ирина Халип приговорена к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на два года; Павел Северинец — к трем годам ограничения свободы с направлением в учреждение открытого типа; Сергей Марцелев — к двум годам лишения свободы с испытательным сроком на два года. По-обывательски можно сказать, что ребята еще легко отделались. Ведь сперва следствие КГБ «вело» их по пути тяжкой 293-й статьи («Массовые беспорядки») с бескомпромиссными сроками от 3 до 15 лет.

Однако переквалификация их «групповых действий» на «мягкую» 342-ю дала повод усомниться «во всесторонности и объективности» все тех же следственных органов. Достаточно вспомнить, что в результате разгона мирной акции 19 декабря были схвачены и в административном порядке наказаны «сутками» и штрафами свыше 630 человек. Уголовному преследованию было подвергнуто около полусотни демонстрантов. Остальные, кстати, мешали общественному транспорту и другим предприятиям получить прибыль не меньше, чем Халип, Северинец и Марцелев. Так, может, все дело в личностях?

Павел Северинец, например, своей жизненной позицией по отношению к действующей власти, что называется, в печенках у этой власти сидит. В 1999 -2003 годах Павел был заместителем председателя Партии БНФ. С 1999 по 2004 — председателем «Молодого фронта», в настоящее время является сопредседателем оргкомитета по созданию партии «Белорусская Христианская демократия». Во время последних президентских выборов был активистом штаба кандидата в президенты Виталия Рымашевского. Северинец не пропускал ни одной акции оппозиции. Про таких говорят: упертый, идейный, будет идти до конца.

«Подельник» Северинца и Халип Сергей Марцелев — внук потомственных ученых, которые жизнь свою посвятили искусствоведению и философии. Учился на факультете международных отношений БГУ, но был отчислен за политическую деятельность. В середине 1990-х избран председателем «Молодой Грамады» (молодежной организации при социал-демократической партии Статкевича), ради этой деятельности отказался от учебы в Москве. Потом уехал учиться в Польшу, окончил Познаньский университет по специальности «политология».

На президентских выборах 2010 года руководил предвыборным штабом Николая Статкевича. Ну, а быть даже просто рядом со Статкевичем с позиций власти — это уже почти совершить преступление.

«Вина» Ирины Халип находится в области между ее профессиональной деятельностью (журналистка) и личной жизнью: она — супруга экс-кандидата в президенты Андрея Санникова. Этим, к слову, можно было и ограничиться в объяснениях, почему Ирина оказалась в СИЗО КГБ со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Но, скажем так, отношения Ирины с властью вообще и с первым лицом этой власти в частности еще с середины 90-х сложились таким образом, что о «мировом соглашении» и речи быть не могло. А в августе 2001 года на пресс-конференции с участием Александра Лукашенко, куда были приглашены журналисты независимых СМИ и вопросы заранее не согласовывались, Халип задавала президенту весьма дерзкие вопросы на тему лыжных гонок летом, здоровья и возможной эмиграции. Не исключено, что эта дерзость не забыта до сих пор.

18 марта текущего года на встрече с редакторами российских СМИ Лукашенко вспомнил про Халип и назвал ее поведение провокацией:

«Вот смотрите, Ирину Халип задержали, арестовали, ее били, вот момент задержания. И якобы по телефону она — отсюда они дают это в эфир — звонит. Вот меня там — такой вопль — меня тут задержали, меня бьют, вот по морде бьют, идите». Контролируются все телефоны ее, а там в этот момент, сидя в машине, никто ее не избивал, она звонит в этот самый… я не знаю кому, но это записывается все. Это обычная провокация. Звонит, и вот вопль и прочее. Все, «пи-пи-пи». Через несколько секунд по этому же телефону: мама, ты посмотри, там вот ребенок, посмотри, чтобы было как накормить и прочее. Буквально через секунду. Ну, надо сказать, красиво сделали. Душераздирающий плач, женщину бьют, обижают. Кто там, в России, слушая в это мгновение этот канал, думает, что это не так?»

На каком основании телефон Ирины прослушивался, власти не объясняют. Была ли нужда сперва более месяца держать в СИЗО КГБ, а затем под домашним арестом, хрупкую женщину и мать трехлетнего ребенка? Очевидно, что в ней режим видел, прежде всего, неудобную журналистку и жену кандидата в президенты.

В первые минуты общения с коллегами после вынесения приговора Халип сказала: «После заявления мужа об угрозах мне и нашему сыну я поняла, что меня держали заложницей, и мы все еще остаемся заложниками…»



Виктор ФЕДОРОВИЧ

←Сегодня последний день уплаты подоходного налога с физлиц за 2010 год

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика