Плохое отношение к картошке
Плохое отношение к картошке
На прошлогодних осенних ярмарках только в Бресте горожане купили около 820 тонн картофеля... |
Без картошки стол, как без хлеба. На прошлогодних осенних ярмарках только в Бресте горожане купили около 820 тонн картофеля. Но весной любители драников взялись за головы: килограмм поднялся в цене в три раза. И качество бульбы оставляет желать лучшего. Республиканская программа развития картофелеводства завершена, а вкусная и недорогая картошка все равно в дефиците. Государство вложило огромные средства в отрасль, когда же будет результат? В ситуации, сложившейся на Брестчине, недавно разбирались на коллегии Комитета госконтроля области.
Упущенная выгода
В минувшем году 47 хозяйств региона нацелили на крупнотоварное производство картофеля. Однако лишь десять из них отвели под культуру более 200 гектаров. Это минимум, необходимый для рентабельного производства. Результат не порадовал: валовой сбор картофеля в области составил лишь 65,8 процента к плану, задание по производству элитных семян выполнено всего на 58,5 процента. И те до нынешней весны сохранились не все — почти 1,5 тысячи тонн отправлено на крахмальные заводы и на корм скоту.
Одна из главных причин невыполнения мероприятий программы по объемам производства — нарушение технологии возделывания. По расчетам Минсельхозпрода и Национальной академии наук, совокупная упущенная выгода от этого в хозяйствах Брестчины в 2010 году оценивается в 23,8 миллиарда рублей...
Тень приписок
В акционерном обществе «Ружаны–Агро» Пружанского района прошлой весной посадили 28 — 32 тысячи штук картофеля на гектар. Это у нас, несведущих, в глазах рябит от слова «тысячи», а специалист хорошо знает: мало, нужно вдвое больше. Иначе планируемые площади будут засеяны, но урожай окажется не тот. Нынешней весной в хозяйстве похожая картина. Причина — нехватка семян. Куда они исчезают? «Растворяются» в желудках коров. В Ружанах высыпали на съедение им 2,6 тысячи тонн картофеля урожая прошлого года, причем 305 тонн — это не просто хорошие клубни, а супер–суперэлита!
— Картофелехранилище имеем на 1,2 тысячи тонн, а вырастили урожай в 8 тысяч тонн. Осенью активно продавали продовольственный картофель, оставшийся заложили на хранение. Зимовавший в буртах портился, но сдавать его на крахмальный завод не могли — он не работал. Скармливали скоту. Теперь строим новое хранилище, значит, сохраним, — уверен директор ОАО «Ружаны–Агро» Василий Севостьянчик.
Примеров, когда хозяйство спасает картофель от гниения в кормушках, множество. Почему же не постарались, не продали по хорошей цене? Закралась крамольная мысль: а что если осенью урожай банально приписали, а весной «скормили» скоту? В КГК не исключают, что такое может быть...
Ненужный «скарб»
Чтобы вырастить достойный урожай, нужны хорошие клубни. Но в большинстве хозяйств Брестчины осенью на хранение отправили семена невысоких репродукций. Все в том же сельскохозяйственном предприятии «Ружаны–Агро» к весне осталось меньше половины выращенных элитных семян. Усохла, списана на корм или сдана на крахмал — вот ответ на вопрос, куда делась бульба. Минусуют по семенам и многие другие хозяйства области. Это только одна сторона проблемы. Другая — еще более парадоксальная. Есть сельхозпредприятия, готовые обеспечить коллег отличными семенами. Но за ними никто не спешит. Например, в СПК «Полесская нива» Столинского района в конце апреля оставалось 370 тонн элитного сорта «скарб». Почему бы «Ружанам–Агро» не купить его на семена? Но нет, руководство акционерного общества вместо столинских приобрело голландские семена. Причем — пораженные серой гнилью.
Шесть причин
Председатель КГК Брестской области Валерий Стадольник справедливо заметил, что производство картофеля только ради производства никому не нужно. Картофелеводство должно быть самоокупаемой отраслью. И КГК берет на контроль все хозяйства, которые способствовали провалу программы развития картофелеводства в области.
Хоть в большинстве сельхозпредприятий рентабельность реализации картофеля превышает 60 процентов (а в некоторых и того больше), новым успехам в отрасли мешают старые беды. Это — несовершенная система семеноводства, недостаток хранилищ, мелкотоварное производство, отсутствие логистических центров по реализации как самой бульбы, так и продуктов картофелеводства, а также отсутствие широкого ассортимента отечественных продуктов из картофеля и крахмала. Думается, есть еще шестая причина, не менее важная, — качество менеджмента, то есть качество управления. И это — отдельная больная тема.
Но все оправдания тех, кто выращивает бульбу, — слабое утешение для потребителей. Странно, согласитесь, видеть в магазинах белорусские картофельные клецки из модифицированного картофеля, а в ресторанах — драники из размороженного полуфабриката, причем импортного. Рачительных хозяев, как всегда, спасет предприимчивость: бульбу они вырастят на дачах и «сотках». Но у большинства горожан — надежды на сельскохозяйственные предприятия. За пределами Беларуси спрос на картофель также высокий, да и цена неплохая. Но главное — чтобы в наших магазинах в любое время года можно было купить недорогие и вкусные клубни. Иначе непонятно, почему нас продолжают называть бульбашами...
В тему
Алексей Троцюк, заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома:
— Необходимая техника в хозяйствах Брестчины есть. Теперь осталось построить картофелехранилища емкостью еще 41 тысяча тонн, чтобы уйти от хранения в буртах. Это в большой степени решит проблему.
Кстати
Хозяйства Брестчины отправили на корм скоту пятую часть выращенного в минувшем году картофельного урожая — 31,3 тысячи тонн.
Цифра
Картофелем в нынешнем году хозяйства страны засеяли прошлогодние площади — 380 тысяч гектаров.
Компетентно
Вячеслав Каштальян, председатель СПК «Агро–Мотоль», Ивановский район:
— Мы возделываем более двух десятков сортов картофеля, в том числе немецкого и голландского. Средняя урожайность в прошлом году составила 320 — 350 центнеров с гектара, а на полях с белорусскими сортами и того больше. В картофелеводстве нет ничего принципиально нового. Один из важных моментов — знать спрос, под который нужно подстраиваться. Одним больше нравится картошка в белой кожуре, другим — в красной, третьим нужны сорта с высоким содержанием крахмала, четвертым — наоборот, с низким. А еще мы выращиваем ранний картофель, который пользуется хорошим спросом.
Фото КГК Брестской области.