Как живут белорусские ветераны?
С каждым годом ветеранов становится все меньше, и каждый раз в День Победы мелькает мысль, что скоро отмечать этот праздник будет уже не с кем — свидетелей той страшной войны и долгожданной победы уже не останется…
В Беларуси еще немало героев
Сейчас же в Беларуси, по данным на 1 апреля, проживает 35,4 тысячи ветеранов. Среди них — 11 Героев Советского Союза, получивших это звание в годы ВОВ, и один кавалер ордена Славы трех степеней — минчанин Виктор Ветошкин.
В нашей стране проживает 8,6 тысячи человек, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в военное время, и 518 человек — работавших на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, членов экипажей судов, интернированных в начале ВОВ в портах других государств. 25,3 тысячи были непосредственными участниками военных действий.
136 ныне живущих белорусов принимали участие в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943-1945 годах, еще 866 человек работали на предприятиях, в учреждениях и организациях Ленинграда в период блокады и награждены медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
Более 7 тысяч живущих в Беларуси непосредственных участников военных действий являются инвалидами войны первой и второй групп. Кроме того, в стране насчитывается более 1100 инвалидов с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период войны либо с их последствиями.
Более 2,6 тысячи белорусов являются членами семей погибших воинов и партизан, еще 38,7 тысячи признаны бывшими узниками фашистских концлагерей, тюрем, гетто и иных мест принудительного содержания.
«С каждым годом ветеранов становится меньше — сказываются преклонный возраст, болезни, последствия ранений», — говорит начальник отдела по делам ветеранов и пожилых людей Министерства труда и соцзащиты Светлана Ермакович. В текущем году, напоминает она, отмечается скорбная дата — 70-летие начала Великой Отечественной войны.
По словам Ермакович, только в прошлом году Беларусь потеряла более 6,6 тыс. ветеранов ВОВ, в 2009 году — 7,8 тыс., в 2008-м — почти 7,5 тыс.
Как живется ветеранам в наши дни?
В Министерстве труда и соцзащиты отмечают, что правовой статус и меры соцзащиты ветеранов ВОВ определены тремя законами, которые не пересекаются и не дублируют друг друга.
Ветеранам войны предоставлен ряд льгот:
- по бесплатному обеспечению лекарственными средствами и техническими средствами социальной реабилитации;
- по бесплатному зубопротезированию в госорганизациях здравоохранения;
- по оплате за техническое обслуживание;
- по пользованию жилыми помещениями и коммунальными услугами,
- по предоставлению услуг связи;
- по первоочередному бесплатному санаторно-курортному лечению и оздоровлению.
Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, неработающие инвалиды и участники войны имеют право на получение денежной помощи на оздоровление в размере 10 базовых величин (в случае если они не воспользовались правом на бесплатную санаторно-курортную путевку).
Учитывая особый статус ветеранов Великой отечественной войны, к их трудовой пенсии законодательством установлены повышения в размере от 50% до 500% минимального размера пенсии по возрасту. К пенсии ветеранов войны, достигших 80-летнего возраста, установлена надбавка на уход в размере 50% минимальной пенсии по возрасту (которая составляет 25% бюджета прожиточного минимума).
Социальную помощь на дому получают почти 3,9 тыс. ветеранов и около 600 членов семей погибших.
Председатель совета ветеранской организации Московского района Бреста Мария Кутровская рассказала Naviny.by о том, как живется белорусским ветеранам на самом деле.
По ее словам, проблемы у ветеранов возникают разве что со здоровьем, иногда — с семьей: «Мы регулярно посещаем инвалидов и ветеранов войны. В прошлом году мы побывали в каждой семье, заполняли анкеты, изучали бытовые условия их жизни».
«Пенсии ветераны получают приличные, офицерский состав — больше миллиона рублей. Жильем тоже обеспечены, живут в нормальных условиях», — рассказала Кутровская.
Некоторые участники и свидетели ВОВ, по ее словам, живут в Доме ветеранов, где у них «очень хорошие квартиры, с большими ванными, в которых можно постирать белье, и красивыми лоджиями».
Не возникает проблем и с получением социальной помощи на дому. Если статус не позволяет получить такую помощь бесплатно, ветеранской пенсии вполне хватает на оплату этих услуг.
В территориальном общественном центре, по словам Марии Кутровской, организованы дополнительные службы для пенсионеров и ветеранов, а также открылся компьютерный класс.
Вдовы погибших воинов тоже получают хорошую пенсию, живут преимущественно в семьях, с детьми, отмечает специалист.
Бывают у ветеранов и проблемы в семье, непонимание детей, но это редкость, говорит председатель ветеранской организации. К примеру, был случай, когда пьющая дочь отбирала у полковника деньги…
Ветераны активно пользуются возможностью отдыхать в санаториях, от путевок отказываются редко, но взамен получают компенсацию, рассказывает специалист. «Путевки даются даже сопровождающим, если пожилой человек не может поехать один», — подчеркивает она.
«Я 25 лет состою в ветеранской организации и 15 лет ее возглавляю, и могу сказать, что за эти годы отношение к ветеранам изменилось в лучшую сторону. Им уделяется большое внимание, им помогают, дают материальную помощь, и не только государство, подарки делают и предприниматели», — рассказала Мария Кутровская.
Однако, несмотря на все удобства жизни, ветераны нас все равно покидают. «Буквально в прошлом месяце несколько человек ушли из жизни. Если после войны нас было около 8 тысяч, то сейчас осталось 520», — с сожалением констатировала председатель ветеранской организации.
Маргарита ГЕЙЗЕНБЕРГ