Видеокадры решают все
Через три года за порядком на дорогах Минска будет следить интеллектуальная транспортная система
Интересный проект был презентован на проходившей недавно в Минске выставке ТИБО-2011. Сотрудники ГАИ и специалисты одной из иностранных фирм представили систему видеорегистрации, которая будет установлена на перекрестке улиц Козлова и Платонова в столице. Принцип ее работы сводится к следующему: видеокамеры сканируют транспортный поток и фиксируют машины, которые пересекают перекресток на запрещающий сигнал светофора. «Поймав» нарушителя, камера будет делать несколько снимков, показывающих динамику движения машины. Затем фотографии будут сохраняться в базе данных, что может служить для привлечения водителей к ответственности.
Сами камеры могут работать как днем, так и ночью. Они способны фиксировать до 3600 автомобилей в час и распознавать машины даже на скорости за 200 километров в час. При приближении картинки можно будет также рассмотреть, пристегнут ли водитель, разговаривает ли во время движения по мобильному телефону.
Подобные системы достаточно давно действуют во многих городах мира и доказывают свою эффективность. По данным исследований, которые проводились в США, Австралии и Сингапуре, аварийность на участках, где установлены видеорегистры, снижается до 30 процентов.
Проект на перекрестке Козлова и Платонова – это часть масштабной программы по созданию интеллектуальной транспортной системы. Что она будет из себя представлять? Это смесь спутниковых, информационных и телекоммуникационных технологий. Множество датчиков, антенн, видеокамер и табло будут координировать работу светофоров, следить за скоростными режимами, распознавать в потоках номерные знаки машин, подсказывать пассажирам на остановках, когда придет следующий автобус и многое другое. Планируется, что она будет полностью запущена в Минске в 2014 году, после чего подобные системы могут быть внедрены и в других городах.
– Интеллектуальная транспортная система Минска станет вровень с мировыми и послужит подспорьем в решении сложнейших задач: от повышения безопасности и увеличения пропускной способности дорог до психологического комфорта пассажиров и снижения нагрузки на экологию, – говорит Дмитрий Навой, начальник отдела технических средств и систем ГАИ Минска. – Финансирование будет вестись за счет внебюджетных источников. Речь идет о 200 миллионах долларов США. Просчитана выгода – 10—30 миллионов долларов в год. А если применить технологию по всей республике, то экономия составит от 100 до 400 миллионов долларов.
Главное предназначение системы – упорядочить движение транспорта. Сегодня в часы пик многие улицы скованы заторами. И проблема зачастую сводится не к узким дорогам (как раз-таки в Минске, в отличие от старых городов Европы, с шириной проезжей части проблем никаких), а к работе светофоров, которые запрограммированы на индивидуальный режим. В будущем же множество датчиков будут автоматически отслеживать плотность и скорость транспорта и увязывать работу многих светофоров в зависимости от ситуации на дороге.
Наиболее опасные участки дорог возьмут под контроль видеорегистраторы. При этом камеры будут фиксировать не только скорость, как сейчас, но и другие нарушения: проезд на красный свет, пересечение сплошной полосы разметки, непропуск пешеходов, остановки в неположенных местах и т.д. Затем в течение нескольких дней владелец автомобиля получит по почте постановление об административном правонарушении с прикрепленным фото автомобиля и указанием скорости, времени и т.д. Зная, что улица под наблюдением электроники, водители наверняка откажутся от нарушений и агрессивного вождения. Таким образом, полагают разработчики системы, снизится и аварийность.
Серьезное подспорье система окажет и общественному транспорту. Еще несколько лет назад кабины водителей автобусов, троллейбусов и трамваев начали оснащать навигационными терминалами. Приемники находятся на связи с орбитальными спутниками и позволяют в режиме реального времени отследить, где находится машина, по какому маршруту движется. Глобальная спутниковая система значительно упрощает работу транспортников. Она позволяет оперативно устранять нарушения интервалов движения, увязывать расписание работы автобусов, троллейбусов и трамваев и дисциплинировать водителей. Диспетчер может выбрать любой автобус и проследить на мониторе, по какой улице города и с какой скоростью он едет, проверить, не застоялся ли дольше положенного на диспетчерской станции. Немаловажно и то, что водители ориентируются не по своим часам, а на единое для всех время, синхронизированное с сервером. К слову, скорость движения общественного транспорта в Минске будут повышать за счет выделения для него отдельной полосы. Такие участки уже есть на проспекте Победителей, недавно специальную разметку в виде большой буквы «А» нанесли и на проспекте Независимости. Обычным водителям заезжать на нее можно будет только для поворота направо, а чтобы остановиться у тротуара для посадки или высадки пассажиров придется искать участок, где разметка нанесена прерывистой линией. Контролировать же соблюдение этих требований, помимо инспекторов ГАИ, будут камеры видеонаблюдения.
Интеллектуальная система возьмет на себя и управление столичными парковками. Информация о наличии свободных мест будет стекаться в единую базу данных, подключившись к которой водители смогут получить необходимую информацию. Возможно, через несколько лет изменится и система оплаты парковки. Предлагается дифференцировать стоимость в зависимости от местоположения парковки: чем ближе к центру города, тем дороже. По идее, многие автомобилисты после этого должны отказаться от поездок на машине в центр и пересесть на общественный транспорт (именно так побуждают водителей к отказу от автомобилей в Европе, где и вовсе существует такое понятие, как платный въезд в центр города). Следуя этой логике, пробок и заторов на дорогах станет меньше.