ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ
Сегодня во многих странах широкое распространение получил подход, в соответствии с которым борьба
с терроризмом признается задачей спецслужб и органов, за которыми эта функция закреплена законодательно. Современные условия диктуют: необходимо сплочение всех здоровых сил общества в профилактике терроризма.
Террористический акт без широкой огласки — нонсенс, экстремистам обязательно нужен информационный эффект; конечная цель террора — убить нескольких, но испугать многих. Как ни парадоксально, но любое сообщение, переданное со всякими ужасающими подробностями болтливым фантазером, а тем более журналистом, создает среди потребителей этой информации «зоны влияния (страха)», необходимые любой террористической идее.
А ведь страх перед террористическим насилием обычно совершенно не соразмерен реальному риску подвергнуться нападению. Любое бедствие не длится очень долго, скоро все будет нормально. Транслируя эту уверенность на окружающих, вы способствуете скорейшей нормализации ситуации. Иначе может появиться постоянное чувство тревоги, угнетенное состояние, затрудняющее поиск выхода из экстремальной ситуации, вызывающее чувство безнадежности.
Психологи рекомендуют говорить о происшедшем следующим образом:
Помогайте людям справиться с их страхами, убедиться в их личной безопасности. Расскажите, что предпринимаются меры предосторожности для предотвращения терроризма. Например, усиливается охрана мест проведения общественных мероприятий, тщательно проверяются документы и багаж пассажиров самолетов и т. д.
Стоит ли подробно обсуждать происшедшее — зависит от возраста человека. Например, если вы говорите со школьником, ограничьтесь только самыми необходимыми деталями. Подростку или студенту, возможно, понадобится более подробная информация. Одновременно старайтесь помочь удержаться от жестких реакций и действий.
Гнев — естественная реакция на происходящее. Люди могут испытывать его по отношению к террористам. Нужно разрешить им выражать эти чувства. Постарайтесь выразить это словами. Скажите: «Испытывать страх за собственную безопасность — это нормально». В то же время постарайтесь убедить, что принимаются все необходимые меры, чтобы обеспечить эту безопасность.
Попробуйте показать, что чувство контроля над ситуацией можно приобрести, оказывая поддержку людям, предпринимая какие-то действия. Например, послав необходимые средства и вещи тем, кто пострадал.
Если вы замечаете слишком острую или затянувшуюся реакцию на печальные события, воспользуйтесь внешней поддержкой. Например, помощью психолога, в случае необходимости и врача. В крупных городах созданы специальные кризисные службы. Есть и другие организации, способные оказать поддержку.
Настоятельно рекомендуйте окружающим (особенно детям) не проводить слишком много времени у телевизора в ожидании новостей о случившемся. Направьте их внимание на любимые (приятные, интересные) занятия. Постарайтесь сами меньше времени уделять новостям и сплетням и больше проводить его с интересными и приятными вам людьми.
Информационные кампании в масс-медиа и учебных заведениях должны реализовываться очень взвешенно, (1) разрушая смысловую основу совершения террористических актов и (2) дегероизируя их виновников.
Террористы не должны получать себе рекламу как звезды шоу-бизнеса. Их надо перестать замечать, перестать признавать их людьми, вырабатывать к ним отвращение и соответствующее отношение. Педагоги и журналисты должны противодействовать формированию личности преступника, распространению экстремистских идей.
Правила поведения, которые необходимо добровольно принять и руководствоваться:
не допускать распространения информации, служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;
не мешать работать правоохранительным органам, медицинским и иным службам, чья задача — спасти людей;
быть тактичными и внимательными к чувствам родных и близких жертв терроризма (следить не только за смыслом сказанного, но и за тоном);
быть внимательными к употреблению тех или иных терминов в освещении событий (нельзя идти на поводу у террористов, использующих выгодные для себя самоназвания);
отдавать себе отчет в том, что пострадавшие являются и заложниками ситуации, в определенный момент превращающимися в инструмент давления на общественное мнение;
избегать идентификации родственников и друзей жертв без их согласия и санкций.
понимать, что информационные сообщения не должны содержать сведений, которые могли бы способствовать усилению позиций и рекламе террористов;
строго соблюдать действующее законодательство о СМИ и борьбе с терроризмом и экстремизмом.