ОДНО ГОРЕ НА ВСЕХ
21.04.2011
—
Новости Общества
Мир восхищается стойкостью японцев, их выдержкой и дисциплинированностью. После разрушительного землетрясения и цунами в этой стране не было мародерства, и нация стоически перенесла тяжелую трагедию. «Нас не надо жалеть, — заявили японцы, философски оценивая происшедшее. — Это испытание дано нам, чтобы люди переосмыслили многие вещи».
11 апреля наша страна тоже пережила шок, но уже не от природной катастрофы, а в результате террористической атаки. Нация прошла проверку на мужество и порядочность. Какие уроки извлечем мы из этого всеобщего горя? Об этом беседуют главный редактор журнала «Беларуская думка» Вадим Гигин и редактор отдела творческих проектов газеты «7 дней» Елена Еловик.
Е.Е. — Мне кажется, мы, белорусы, как и японцы, тоже доказали, что в народе велико чувство солидарности и сострадания. Доказали, что мы — нация, в которой сформированы высокие моральные стандарты культуры, такие, как стойкость, выносливость, дружелюбие и взаимопомощь.
В.Г. — Действительно, люди почувствовали себя единой семьей. 25 лет назад случился Чернобыль. И тогда белорусы тоже довольно стойко перенесли выпавшие на их долю лишения, несмотря на то, что по-разному относились и к переселению, и к действиям властей. Среди представителей старшего поколения бытовало мнение, что при нынешней потребительской культуре новое поколение граждан к такой солидарности не способно. Трагические события апреля (1986-го и 2011-го годов) доказали, что это не так. Молодое поколение, как бы его ни поносили, тем не менее, сохранило в себе лучшие черты характера нашего народа. Вы, наверное, заметили, что цветы к станции метро «Октябрьская» приносило очень много молодых людей…
Е.Е. — Понятно, что лишних денег у студентов, школьников нет, но они покупали очень красивые розы, лампадки, иконки, открытки, подолгу стояли у стены плача и тем самым выразили свою скорбь и свое отношение к случившемуся… За людей не было стыдно… В эти дни я вспоминала слова Высоцкого: «И когда ты без кожи останешься вдруг, оттого, что убили ЕГО, не ТЕБЯ». Ибо каждый из нас понимает, что на месте одного из тринадцати погибших мог оказаться он сам. Его ребенок или его мама…
В.Г. — И, кстати, таксисты, которые бесплатно развозили пострадавших по домам, — это тоже представители среднего и молодого поколения.
Е.Е. — А как вели себя обычные пассажиры? Выйдя из метро, они уже через минуту возвращались обратно спасать раненых!
В.Г. — Не хочется проводить аналогии, однако… Когда смотришь хроники катастроф, то в некоторых странах чуть что случится — тут же крик, гам, беготня, суета... Здесь все было сосредоточенно и спокойно. Не безразлично спокойно, а именно сосредоточенно. Не было паники, хотя, конечно же, страх был, но он не помешал сохранить человеческое лицо и достоинство.
Не хочу делить прессу на оппозиционную или государственную, просто приведу цитату из своего блога (она принадлежит Ф. Раневской): «В одних людях живет бог, в других — дьявол, а в некоторых — глисты». В тех людях, которые спасали других, даже будучи сами ранеными, живет бог, в террористах — все от дьявола. А в распространителях слухов живут просто глисты. Это абсолютно трусливые существа, которые из-за угла на чужом горе пытаются сделать имя или, что самое ужасное, получить удовольствие. И у них тогда в ход идет все, что попало «под руку» — непроверенные слухи, информационная пропаганда, фэйк (от англ. fake — подделка).
Е.Е. — Неслучайно в авторитетных книгах по социальной психологии черным по белому написано, что терроризм поддерживается средствами массовой информации. Задача террориста — привлечь к себе внимание, если хотите, прославиться. Сознательно или бессознательно главная задача СМИ — тоже привлечь к себе внимание. Ведь на кону — тиражи, рейтинги, посещаемость сайтов…
В.Г. — На спокойных новостях тиража не сделаешь…
Е.Е. — На одном из российских телеканалов говорят так: «Нас не интересуют поезда, которые приходят вовремя».
Терроризм — проблема номер один. С этим никто не спорит. Но порою методы борьбы с этим злом абсурдны и неэффективны. Прошло почти десять лет с атаки на нью-йоркские небоскребы, однако в Интернете нельзя сделать и шагу, чтобы не выскочил баннер с тем же Бен Ладеном. Его в лицо теперь знает каждый ребенок. Наравне с портретом Юрия Гагарина. И каждый ребенок знает, как стать самым известным человеком на планете.
В.Г. — Уроды были всегда. Во все времена. Ветераны войны справедливо говорят о всеобщем подвиге народа в борьбе с «коричневой чумой». Но не нужно забывать, что сотни тысяч людей пошли сотрудничать с нацистскими оккупантами и убивали своих же сограждан. В любом поколении, которое потом входит в историю как героическое, всегда находятся трусы, негодяи, предатели, садисты. Но это не умаляет величие подвига всего народа.
Один из самых страшных маньяков всех времен и народов Чикатило появился во время, которое сейчас воспринимается как абсолютно спокойное… Первое свое преступление он совершил в 1978 году… Кстати, и первый теракт в московском метро случился не в «лихие 90-е», а в «застойном» 1977-м...
Е.Е. — Говорят, нужно учиться выявлять этих людей. Но как это сделать? Насколько это возможно? Ведь тот же Чикатило характеризовался как мягкий бесконфликтный человек. Жена считала его примерным семьянином... Да и эти отморозки тоже, возможно, получат с места работы, из школы не самые плохие характеристики… Вот уже мама одного из них в интервью журналистам заявила, что ее сын — отзывчивый и добрый мальчик, помогал семье.
В.Г. — А разве она могла сказать что-то другое? Кстати, маму не раз обвинят в том, что она вырастила такого подонка. И родители, и вся родня будут окружены общественной ненавистью… Не знаю, как вообще этим людям дальше жить в Беларуси… Честно говоря, мне жаль этих несчастных родственников.
Е.Е. — В таком случае речь может идти о проклятии всего рода …
В.Г. — … которое ложится и на детей, и на внуков… Показывали однажды по телевидению сына Бормана. Однако тут хотя бы есть элемент политики… А в белорусском варианте террористы оказались просто негодяями… Общество кипит, но надо понимать, что «сын за отца не отвечает». И никто из нас не застрахован от того, что не вырастит подобного…
Е.Е. — Тем более что и в научных кругах на эту тему тоже нет единого мнения. Многие психологи считают, что подобное психопатологическое поведение не передается по наследству…
Однако, Вадим Францевич, давайте обсудим мотивы этого преступления… Понятно, что по большому счету имеем дело с мизантропами, которые испытывают ненависть ко всему роду человеческому… Но посидят они в камере месяц–другой и придумают идеологическое обоснование своему поступку. Ведь даже самому законченному отморозку не хочется признаться в том, что он всего лишь… отморозок. Не более.
Раскольников, герой романа Достоевского, мучился вопросом «тварь я дрожащая или право имею». Вот и эти «борцы» придадут высокий смысл своему поступку, объяснив его как своеобразный протест против несовершенства и несправедливости существующего мира и стремлением улучшить, преобразовать его… Или заявят, что таким образом боролись с золотым тельцом… Мало ли чего придет к тому времени в голову!
В.Г. — Давайте не будем придумывать за них… Тот же Чикатило, взявший вину на себя, пытался притвориться психически больным.
В любом случае нормальными людьми, в житейском смысле слова, назвать этих существ трудно. Ведь как можно признать нормальным того, кто пошел взрывать людей?
Е.Е. — Существует понятие «закрытая информация», то есть информация, которая не подлежит массовой огласке. Однако то, что раньше читалось студентам и слушателям закрытых спецкурсов, сегодня становится достоянием широкой общественности. В свое время российское телевидение, к примеру, высказывало одну из версий того, что послужило тогда причиной взрыва в Буйнакске: взорвался не гексоген, как полагали вначале, а другой состав. И далее следовал его подробный рецепт: элементарная смесь из алюминиевой пудры (продается в магазине как серебряная краска) и аммиачной селитры (распространенное удобрение). Поэтому я очень даже верю, что и белорусские взрыватели легко нашли в Интернете подобную «рецептуру».
В.Г. — Такое явление, как терроризм, принадлежит не нашему веку. XIX век захлестнули волны террора. Анархисты были вовсе не химиками, многие из них и вовсе недоучки… Но они делали такие бомбы, которые разносили в пух и прах театры, кареты. Эти механизмы тогда назывались «адскими машинами». И производились они в кустарных условиях. Неудивительно, что в наше время люди, имеющие отношение к техническим специальностям и способности к химии, соорудили бомбу. Тем более, как говорят, в подвале дома была целая лаборатория.
Е.Е. — Как вам кажется, можно ли выявлять потенциальных террористов?
В.Г. — Выявлять сложно, как и людей, склонных к суициду. Расскажу реальный случай. В одном из вузов в ходе психологического тестирования был определен учащийся, предрасположенный к самоубийству. Его выявили, отправили лечиться в Новинки. И там, на территории больницы, он вышел в сад и повесился на дереве.
Да, сумасшедших много, обиженные тоже всегда были и будут, поэтому нужно самим гражданам быть более собранными и дисциплинированными. Как мог человек огромную 20-килограммовую сумку пронести в метро, а затем оставить ее незамеченной под скамейкой? Явно была допущена халатность со стороны тех, кто отвечает за безопасность метрополитена.
Е.Е. — В пекинском метро, читала, установлены специальные датчики, которые реагируют на предмет, оставленный бесхозным более чем на 10 секунд. Наверно, и нам придется вкладывать деньги в установку таких датчиков, в установку металлоискателей?
В.Г. — Нужен комплекс мер: повышенная бдительность милиции и самих граждан, выявление патологически опасных людей психологическими методами, установка металлоискателей и наблюдательных камер… Да, иногда неприятно, когда становится меньше своего интимного пространства. Но когда речь идет о безопасности жизни, придется жертвовать персональными удобствами.
Е.Е. — Накануне великого праздника пасхи Церковь молится об упокоении убиенных, а мы просим милости Господней и верим в то, что станем друг к другу чуточку добрее и внимательнее.
Вадим Гигин, Елена Еловик