Последствия аварии на ЧАЭС еще впереди?
Даже спустя 25 лет после аварии на Чернобыльской АЭС полной информации о последствиях этой катастрофы для здоровья населения еще нет. Для такой оценки нужно гораздо больше времени, чем четверть века.
«Мы только начинаем, а не заканчиваем наблюдать последствия аварии на ЧАЭС», — заявил заведующий кафедрой радиационной гигиены и эпидемиологии Международного университета имени Сахарова профессор Алексей Океанов, выступая 19 апреля в Минске на конференции, посвященной 25-летию аварии на ЧАЭС. По его словам, за прошедшие годы радиации стало меньше, но понадобится, например, «по крайней мере, триста лет, чтобы цезия не осталось на нашей территории».
Как рассказал Алексей Океанов, в Японии за пострадавшим в результате атомной бомбардировки населением наблюдали более 60 лет. Результаты наблюдения показывают, что увеличение заболеваемости лейкемией установили в первые пять-семь лет после взрывов в Хиросиме и Нагасаки, а рост других злокачественных новообразований — через 40 лет. По мнению Океанова, это означает, что выводы, сделанные международными организациями через 20 лет после аварии на ЧАЭС и основанные на данных наблюдения в течение первых 15-17 лет, являются поспешными.
Говоря о влиянии радиации на здоровье ликвидаторов, эксперт подчеркнул, что рост злокачественных новообразований может быть статистически выявлен позже. Алексей Океанов также отметил, что пик заболеваемости раком приходится на возраст старше 50 лет, а латентный период для этих заболеваний составляет около 20 лет. Таким образом, многие ликвидаторы «не дожили до возраста, на который приходится пик заболеваемости раком». При этом Океанов отметил, что в этой когорте наблюдается более быстрый рост онкологической заболеваемости в сравнении с остальным населением. Уже в 2003 году риски заболеть онкологическим заболеванием у ликвидаторов был на 23% больше, чем у тех, кто не подвергся воздействию радиации.
Руководитель немецкого отделения Международной организации по предотвращению ядерных катастроф и войны доктор Ангелика Клаузен отметила, что, по данным различных исследователей, из 830 тысяч ликвидаторов из Беларуси, России и Украины к 2005 году умерли 120 тысяч. По словам Клаузен, причина их смерти была так или иначе связана с высокой дозой облучения, полученной во время ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Более 90% выживших имеют различные заболевания, в частности, кардиологического и онкологического характера.
До сих пор мы расхлебываем проблемы, которые сами себе создали после аварии, когда данные о катастрофе замалчивались. Например, говорит Ангелика Клаузен, шла речь о том, что от лучевой болезни погибли всего несколько десятков ликвидаторов. «Атомное лобби всегда имело силу», — говорит Клаузен.
По ее данным, в статистике, которой оперирует в настоящее время Всемирная организация здравоохранения, не учтены более 9 тыс. человек, умерших от заболеваний, полученных в результате аварии на ЧАЭС. В частности, говорит немецкий эксперт, статистика игнорировала случаи детской лейкемии в Украине. Она считает, что существует договоренность между МАГАТЭ и ВОЗ, предусматривающая согласование результатов исследований, касаемых последствий аварии на ЧАЭС для здоровья людей. «Мы считаем это неправильным», — отметила Ангелика Клаузен.
Тем временем белорусы, преодолевая последствия аварии на ЧАЭС, продолжают получать радиацию не только внешнюю, но и внутреннюю. Основными источниками радиации для населения Беларуси является почва и продукты питания из личных хозяйств, считает Алексей Океанов.
Он пояснил: когда радионуклиды выпали на территорию Беларуси, они находились в поверхностных слоях почвы на глубине 5-10 см. В настоящее время, по его словам, «заглубление в почву произошло максимум на 30-35 см», хотя ожидалось, что радионуклиды вымоются с водой в глубокие слои почвы, и проблема загрязнения почвы будет решена. Этого не произошло. Проблемой является то, что в процессе сельскохозяйственных работ «радионуклиды с глубины 30-35 см поднимаются наверх, пылью разносятся по территории страны», являясь при этом одним из основных факторов риска радиоактивного заражения на сегодняшний день.
Алексей Океанов отмечает, что в небольших дозах население Беларуси продолжает облучаться постоянно. Облучение «происходит не только внешнее, но, самое печальное, и внутреннее». При этом, попав в организм, радионуклиды долго воздействуют на клетки, в результате чего канцерогенный эффект может быть значительно выше.
По словам Алексея Океанова, контроль за уровнем радиации в продуктах питания в Беларуси «очень жесткий». Это означает, сказал он, что «в магазинах продукты чистые, в том числе и в районах с повышенным уровнем радиации». При этом он констатировал наличие проблемы в личных хозяйствах.
«Радионуклиды могут попадать в организм человека через овощи и фрукты, которые выращивают в личных хозяйствах, а также во время употребления в пищу ягод, грибов, собранных в лесу, и мяса диких животных», — сказал Алексей Океанов. Он отметил, что это не массовое явление, но об этой опасности забывать нельзя.
Елена СПАСЮК