Сегодня мир вспоминает об ужасах нацизма.
Сегодня мир вспоминает об ужасах нацизма.
Рассказывает Наталья Бордиловская: 11 апреля для Леонида Михайловича Рубинштейна - день особенный. С того самого 1945 года, когда в Бухенвальде восстали узники. 17-летний юноша был среди тех, кто в предчувствии освобождения решился на протест. Счастливчик - ему удалось выжить, а прошел он не один лагерь смерти. Минское гетто, Майданек, Радом, Освенцим, Эссенталь, Дахау. Судьба белорусского еврея настолько удивительна, что в нее не поверили даже наши. Подо Львовом СМЕРШ подозревал в измене...
(Леонид Рубинштейн, бывший узник)
Около 6 миллионов евреев погибли во время Второй мировой. И в Беларуси, и в Минске, который в годы оккупации превратился в концлагерь и гетто. Население, обозначенное желтыми звездами, входило в те 75 процентов белорусов, которых собирались уничтожить согласно секретному плану колонизации. Фашисты нашу страну видели как оккупационный центр территории всего СССР.
(Инна Герасимова, директор Музея истории и культуры евреев)
У Инны Павловны Герасимовой отец погиб на фронте, в семье не было узников концлагеря, но прошлое 40-х связано с гетто. Около 100 тысяч минских евреев не дожили до освобождения Беларуси.
(Леонид Рубинштейн, бывший узник)
Минск был усеян цехами уничтожения - в районе Масюковщины, где сегодня кинотеатр "Партизан", в парке Челюскинцев, в Дроздах, в Уручье, на улице Широкой, в Тростенце. Селекции евреев от остальных, военнопленных от гражданских никого не спасали от одного и того же исхода.
(Инна Герасимова, директор Музея истории и культуры евреев)
Сегодня ухоженный, красивый Минск только хроникой и воспоминаниями свидетелей напоминает ужасы оккупационных времен. Мы шагаем по убранным, современным улицам, но они пропитаны историей и страданиями людей. Об этих трагических маршрутах надо знать, их надо помнить.