Имена в плену забвения
Вся территория Беларуси, оккупированной в годы Великой Отечественной войны немецко-фашистскими захватчиками, была покрыта сетью концлагерей смерти для военнопленных
Одним из таких был концлагерь, находившийся в городе Горки Могилевской области, на территории академгородка.
Военнопленные размещались здесь в старом деревянном кинотеатре, голодные. Кое-кто из взрослых и детей умудрялся через колючее ограждение издалека перебросить несколько картошин, отваренных в мундирах. А когда здание кинотеатра сгорело, военнопленные оказались под открытым небом. Они стояли так сутками, днями и ночами. На дворе была зима. Зимы в ту пору были суровые, морозы доходили до 39—40 градусов, мели метели, вьюги, дули резкие, порывистые ветры. Полураздетые, полуразутые военнопленные, на плечах которых были изрядно поношенные, изорванные шинели, стояли на снегу…
Мы, дети, пробегая мимо концлагеря, видели своими глазами их мучения. И с каждым днем ряды военнопленных редели. Люди погибали от голода, холода, болезней. Через некоторое время концлагерь был переброшен куда-то за пределы Горок.
Не многим из сотен тысяч жертв удалось вырваться из фашистского плена, уйти в партизанские отряды.
Казалось, что по окончании Великой Отечественной войны на военнопленных будет обращено особое внимание: проявлена забота об их здоровье, лечении, отдыхе, в чем они так остро нуждались.
Но оставшихся в живых почему-то считали врагами народа, предателями, изменниками Родины — коль попали в плен, второсортными людьми.
Отгремели залпы орудий военных лет. Казалось, кончилась война. Наступило мирное время. Но война не ушла, она еще где-то была. Военнопленных, изможденных в фашистских концлагерях, изнуренных, обессиленных, направляли в штрафные батальоны.
Но почему бы не воскресить сегодня их имена? Это нужно и для их родных, и для истории человечества.
Историю не переделать. Нельзя рассматривать Великую Отечественную войну с позиций сегодняшнего дня, с точки зрения нынешнего мирного времени.
Приезжая в Горки, я всегда прихожу к месту расположения бывшего фашистского концлагеря смерти для советских военнопленных в годы Великой Отечественной войны. До сих пор перед моими глазами стоят голодные, изможденные, больные люди, сотни которых погибли в этом страшном месте.
После войны территория, на которой находился концлагерь, практически не использовалась, находилась в запустении. Это длилось долго. И вот через многие десятилетия местная власть приняла решение построить здесь церковь. Это было правильно, разумно.
Летом 2010 года я, побывав в Горках, своими глазами увидела новый храм.