Белорусские цыгане работают на должностях, к которым "их раньше и близко не подпускали"
08.04.2011 16:17
—
Новости Общества
Белорусские цыгане работают на должностях, к которым "их раньше и близко не подпускали"
Все больше белорусских цыган поступает в вузы, в вот смешанные браки, хоть и допускаются, но не приветствуются.
8 апреля – Международный день цыган. Согласно последней переписи, они входят в десятку наиболее многочисленных национальностей нашей страны. Примерно столько же в нашей стране проживает евреев, татар, азербайджанцев и литовцев. Больше всего цыган на территории Беларуси живет в Гомельской области.
8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся Первый всемирный цыганский конгресс. Именно тогда разбросанные по всему свету люди признали себя единой нетерриториальной нацией и приняли главные национальные символы: флаг и гимн. Белорусские цыгане этот день также отмечают.
Первые цыгане в границах ВКЛ появились более пяти столетий назад. Непростая судьба преследовала этот народ на нашей земле во времена Княжества Литовского и Речи Посполитой, "при царе", и "при советах". С 1956 года (постановление Совмина СССР "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством") цыгане стали постепенно переходить к оседлому образу жизни.
- Мои родители не кочевали. А вот дедушки-бабушки до войны успели покочевать, - рассказывает корреспонденту председатель Ошмянской цыганской диаспоры Артем Егоров. – Но тоска по тому времени чувствуется. Так что рассказы старейшин про кочевую жизнь слушаем с открытыми ртами!
Как известно, в годы Второй мировой войны цыгане, как и евреи, подвергались геноциду. Не обошла эта печальная участь и белорусских цыган. В 2004 году в деревне Колдычево под Барановичами был открыт памятник расстрелянным здесь в 1941 году цыганам. Их память увековечили в образе колеса от цыганской кибитки на колючей проволоке.
Фото: Виталий Петровский, radzima.org |
По словам Артема Егорова, сегодня местные цыгане стараются принять свойственный белорусам уклад жизни. Именно об этом – документальный фильм "Цыгане", презентация которого прошла в феврале нынешнего года.
- В Ошмянах более половины взрослого населения цыганской диаспоры трудоустроены, - делится успехами общины Артем Егоров. – Лет семь назад и десяти работающих человек не набиралось. Радостно, что сегодня цыгане работают и на тех должностях, к которым их раньше и близко не подпускали – например, в отделах кадров. Все больше наших детей поступает в вузы, получает профессии артистов, юристов.
Кузнецов среди современных белорусских цыган (в отличие от украинских) нет. А вот гадать белорусские цыганки продолжают. Наш собеседник по этому поводу всерьез сокрушается:
- Многие цыгане приняли христианство, а по Библии гадание – грех. Может, именно за этот грех мы несем такое наказание – у нас нет своей земли.
Однако отсутствие собственной территории не мешает цыганам сохранять самобытность. Артем Егоров считает: все потому, что браки заключаются в основном между цыганами. Смешанные браки в последнее время допускаются, но не приветствуются.
- Я это так объясняю. В цыганских семьях детей обязательно учат родному, цыганскому языку. А в смешанных почему-то этого правила не придерживаются. В итоге ребенок знает только русский, а цыганский – не знает. И все, потерянная ветвь. Очень горько становится, глядя на такое положение вещей. А ведь не будет цыганского языка – не будет и цыганского народа. Мы не можем себе позволить за лет сто растерять все то, что долгие века несли нам предки, - говорит председатель цыганской общины.
Несмотря на многочисленные стереотипы, есть целый ряд горячо любимых белорусами персонажей-цыган, которых подарили литература и кинематограф. Сегодня TUT.BY вспоминает самые яркие из них.
Старуха Изергиль
Ставшая легендой (из нее же и возникшая) героиня была создана Максимом Горьким. В уста Изергиль Горький вложил удивительно красивое описание характера цыганского народа: "Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, - красавцы, которые любят жить. Мы любим жить. Смотри-ка, разве не устали за день те, которые поют там? С восхода по закат работали, взошла луна, и уже - поют! Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот - поют". Кроме того, известная фраза "в жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам", тоже принадлежит именно ей, старухе Изергиль.
Будулай
Главный герой фильмов "Цыган" и "Возвращение Будулая", отлично сыгранный Михаилом Волонтиром, был, пожалуй, самым главным цыганом на просторах Советского Союза. Кузнец Будулай – как раз тот персонаж, которому легко поверили тогда и продолжают верить сейчас. Достоверно известно, что с интересом наблюдают за его жизненными перипетиями и сами цыгане.
Рада и Лойко Зобар
Фильм "Табор уходит в небо" стал всенародной мелодрамой. Изобразившие страстную любовь Рады и Зобара актеры Светлана Тома и Григоре Григориу заставляли рыдать у экранов и молодых, и стариков. Отличная съемка, рвущие душу песни свободного народа, хорошая игра актеров, гордые характеры главных героев – все это снискало зрительскую любовь. Однако цыгане к картине относятся по меньшей мере настороженно. Мол, никогда бы достойная уважения незамужняя цыганская девушка не повела себя столь откровенно с мужчиной, как Рада в одной из сцен. Кстати, так и не вырезанных советской цензурой.
Цыганка Аза
А вот другую цыганку – Азу – из одноименного фильма рома вполне принимают и понимают. Может быть, потому что сыгравшая главную роль актриса Ляля Жемчужная сама потомственная цыганка.
Яшка-цыган
Жгучий кудрявый цыганенок из "Неуловимых мстителей" - Василий Васильев. Между прочим, настоящий цыган, рожденный в таборе и проживший там до шести лет. Вот не отыскали бы талантливого мальчугана создатели фильма – и был бы Яшка-цыган совсем другим. И, возможно, не спел бы так ярко: "Спрячь за высоким забором девчонку - выкраду вместе с забором"…
Эсмеральда и Есения
Этих персонажей мы воспринимаем как цыганок, меж тем как авторы их задумывали не совсем таковыми. Первая – дочь проститутки-итальянки, украденная цыганами (роман "Собор парижской богоматери", Виктор Гюго). Правда, в прочтениях многочисленных мюзиклов она все-таки оказывается цыганкой. Другая, как показывает сюжет мексиканского фильма "Есения", тоже родилась вовсе не в таборе. Но делают обеих цыганками уже хотя бы поразительная красота, непокорные характеры да трагическая любовь. Историей об Эсмеральде зачитываются до сих пор, а на Есению по-прежнему засматриваются.