В поисках утраченного

Источник материала:  

В поисках утраченного

В поисках утраченногоЗа свою историю Минский железнодорожный вокзал успел сменить не один образ, представая перед людьми в самых разных обличьях — от гостеприимного сказочного терема в конце XIX века до сурового серого бастиона накануне Великой Отечественной войны. Сегодня почти все эти «лица» можно видеть на иллюстрациях в нашей рубрике «В поисках утраченного». Читатели получили замечательную возможность сравнить и оценить метаморфозы, произошедшие с самым известным в стране вокзалом.


А начиналось все в 1871 — 1874 годах, когда в Минске встретились и пересеклись две важнейшие железные дороги — Московско–Брестская и Либаво–Роменская, что превратило город в крупный железнодорожный узел. В 1871 году самых первых минских путешественников принял Брестский (Александровский) пассажирский вокзал Московско–Брестской железной дороги, располагавшийся на Суражской улице, в районе современного университета культуры и искусств. Александровский вокзал в октябре 1914 года удостоился чести принять самого государя–императора Николая II, в связи с чем был украшен коврами, живыми цветами и тропическими растениями. Работал вокзал до 1928 года (само здание сгорело в июне 1941–го), но главная «вокзальная история» Минска все–таки принадлежит не ему.


В поисках утраченногоИтак, железнодорожная летопись гласит: история Виленского (Либаво–Роменского), теперь Минского железнодорожного вокзала стартовала с момента возникновения станции Минск Либаво–Роменской железной дороги, соединявшей прибалтийские регионы и юг России. Тогда успешно тронулись в путь, но дальше на маршруте появилось немало остановок «по требованию».


Остановка первая: год 1874–й


В 1873 году были введены в эксплуатацию участки железнодорожного пути Минск — Вилейка и Минск — Бобруйск, в 1874 году рельсы пролегли до украинского города Ромны. Тогда же завершилось и строительство основных зданий Виленского пассажирского вокзала в Минске. В самом начале его постройки, как и на Брестском, были в основном деревянными. Стены–то появились, но собственных кадров, чтобы их обживать, естественно, не хватало. Может быть, поэтому первым начальником станции Минск Либаво–Роменской железной дороги назначили студента Московского университета Василия Васильевича Склифосовского — брата Николая Васильевича Склифосовского, известнейшего российского хирурга второй половины XIX века. Позже с кадрами особых проблем не возникало. Более того, минские железнодорожники, да и не только минские, выделились в особую пролетарскую категорию, активно боровшуюся за собственные социальные права, причем небезуспешно.


В поисках утраченногоОстановка вторая: годы 1890–е


Однако деревянный центральный вокзал для губернского Минска как–то выглядел несолидно. В 1891 году Либаво–Роменская железная дорога перешла в ведение, как тогда выражались, казны. И одной из первоочередных забот новой администрации стало расширение Минского вокзала. Необходимый проект в 1896 году составил инженер по фамилии Щербаков. К июлю 1898 года здание стало полностью каменным. Оно вытянулось вдоль железнодорожного полотна — этакий крылатый терем с двумя башенками в центре, живописный и нарядный, настоящее украшение города. В это же время над железнодорожными путями повис переходный мост, просуществовавший вплоть до 1964 года, а перед главным фасадом вокзала постепенно сформировалась привокзальная площадь, на которую выходило несколько городских улиц и куда вел маршрут городской конки. В 90–е годы XIX века Привокзальная площадь окончательно приобрела вид вытянутого вдоль улицы Бобруйской прямоугольника.


В поисках утраченногоКстати, в 1905 году с Брестского и Виленского вокзалов стали отправляться дачные поезда в живописные пригороды Минска — урочища Курасовщина и Серебрянка.


Остановка третья: годы 1920–е


По Рижскому договору 1921 года граница СССР с Польшей прошла недалеко от Минска, и загруженность Минского железнодорожного узла резко упала. Отсюда на юг отправлялись ежедневно всего три пассажирских поезда — на Кременчуг, Харьков и Днепропетровск, а на запад, в сторону приграничных Радошковичей, и вовсе два в неделю. При необходимости к пассажирским составам прицеплялись товарные вагоны. Но с серьезными трудностями, как известно, удавалось успешно бороться, причем не только восстанавливать разрушенное, но и двигаться вперед. Так, в 1923 году Гомельский вагоноремонтный завод приступил к оборудованию пассажирских вагонов электроосвещением. Первым оснастили состав кременчугского направления. Порция новшеств досталась и зданию пассажирского вокзала. Его центральную часть достроили на один этаж, на котором разместили администрацию и комнату отдыха.


В поисках утраченногоОстановка четвертая: год 1940–й


В 1940–м вокзал изменил свой облик коренным образом. Кардинальная реконструкция произошла по проекту архитектора И.Рочаника. На прежнюю основу словно нахлобучили массивную, тяжелую, неподвижную маску. От легкости и ажурности не осталось и следа.


Во время Великой Отечественной войны здание Виленского вокзала сильно пострадало. Полностью его восстановили в 1949 году в предвоенном варианте. В 1948 — 1956 годах сформировался и нынешний, узнаваемый архитектурный ансамбль Привокзальной площади, символом которой стали два 11–этажных дома–башни — ворота города.


Остановка последняя: год 1991–й


В поисках утраченногоСтарое здание Виленского вокзала окончательно перестало существовать в 1991 году, на его месте уже в XXI веке появился новый Минский железнодорожный вокзал. Но это уже совсем другой сюжет.


В книге Владимира Лиходедова «Минск. Путешествие во времени» опубликованы изображения разных вариантов внешнего облика Минского вокзала: и того самого, с двумя башенками, и сурово модернизированного предвоенного здания, когда от архитектурной сказки уже почти ничего не осталось, и нынешнего, сверкающего огнями и стеклянными стенами... Новый вокзал и в самом деле функциональный, современный, европейский. Авторы проекта — известные архитекторы Виктор Крамаренко и Михаил Виноградов. Тем не менее, думаю, не только у меня остается сожаление, что старый вокзал практически бесследно исчез с лица города, сейчас его можно увидеть разве что на размытой от времени фотографии. Я бы, например, проголосовала за то, чтобы воссоздать здание конца XIX — начала XX века — ведь ничего похожего в городе не было и нет. Или пусть бы, как в 1930 году, — похожее на дворец в долине Луары...


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Автор публикации: Галина УЛИТЕНОК

←За 25 лет Беларусь ввела в оборот свыше 16 тысяч кв. километров чернобыльских земель

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика