НАС НЕ ОБЪЕДУТ?
Современные логистические центры (ЛЦ) Западной Европы, стран Балтии, а теперь и России, Украины перерабатывают тысячи тонн транзитных и иных грузов. Их предложения привлекли сотни субъектов хозяйствования, в основном занимающихся экспортно-импортными операциями, доставкой грузов, а также компаний, оказывающих сопутствующие услуги. На счета инвесторов, структур, базирующихся на ЛЦ, их деловых партнеров и в государственные бюджеты потекли ручейки валюты.
В Беларуси ни в Национальном аэропорту «Минск», ни в «Прилесье» такого движения нет. Заявленные логистические центры не материализовались, и активного движения товаров не наблюдается. Почему? Об этом рассказывает глава Белорусской ассоциации логистики АБЕЛОГ ректор Международного института трудовых и социальных отношений (МИТСО 4-й год готовит логистов)
Валерий Толкачев.
— Валерий Иванович, почему, на ваш взгляд, в Беларуси тормозится создание логистических центров европейского масштаба? Ведь, казалось бы, все уже должно было заработать — приехали и инвесторы с капиталами, утверждена Программа развития логистической системы до 2015.
— Несмотря на то, что Программа развития логистической системы была принята не так давно, она уже устарела, так как изначально была больше контролирующим документом, а не определяющим перспективу, тенденции развития логистики.
К тому же в стране определены не совсем верные подходы к созданию отечественной логистики. Логистика как наука и сегмент экономики требует особого внимания, конкретной поддержки со стороны правительства, государства.
В Италии, Германии, других странах этому направлению бизнеса, основанному на стремлении предприимчивых людей получать быстрый и легальный доход от переработки и хранения грузов, была оказана мощная господдержка. «Локомотивами» итальянской и польской логистики стали Институт внешней торговли Италии и Центр логистики Познани. В результате этим странам удалось создать высокоэффективные ЛЦ.
Чтобы догнать европейцев, взять причитающуюся нам долю логистического «пирога», в Беларуси нужно создать аналогичный координирующий орган, который будет контролировать создание и работу важнейших схем отечественной логистики, отвечать за ее развитие. Это может быть департамент, комитет, обладающий большими полномочиями в таких областях, как подготовка кадров, строительство современных складов, превращение их в мощные логистические центры, завязывающие на себе грузопотоки различных отраслей как внутри стран, так и транзитные.
— Создавая новый департамент, мы увеличим и без того немалую армию чиновников…
— Да, к сожалению, бюрократический аппарат перегружен и малоэффективен. Деятельность ряда чиновников ограничена стенами кабинетов, они не знают, чем живут подведомственные им заводы, институты, организации. Государственное управление нужно модернизировать. Пришло время профессионалов, не боящихся принимать решения и отвечать за их выполнение.
Департамент (комитет) по логистике должен состоять именно из таких людей. Они помогут создать бизнесу логистические центры, открытие которых даст сотни новых рабочих мест. Нужно только грамотно направлять, корректировать процесс их создания. Когда логистические центры приобретут европейский уровень, станут высокодоходными объектами экономики, тогда и роль государства в организации их деятельности отпадет сама собой. Пока же в Беларуси не создано ни одного склада группы «А», обеспечивающего наиболее эффективное хранение и переработку грузов.
— Но где гарантия того, что даже из такого склада может вырасти серьезный логистический центр?
— Согласен, мало построить склад «А» и даже многоотраслевой логистический центр. Нужна серьезная информационная поддержка: Интернет, газеты, телевидение, наружная реклама. Потенциальные партнеры, руководители, менеджеры предприятий разных стран, отраслей должны знать, что товары, проходящие, к примеру, через такое предприятие межгосударственного значения, как логистический центр Национального аэропорта «Минск», принесет им дополнительную прибыль. Пока же, несмотря на заявления о строительстве ЛЦ, которые делались в течение последних трех лет, информации о предложениях белорусских ЛЦ, ни о них самих нет. Не знают о существовании таких центров и специалисты…
Для повышения эффективности белорусских ЛЦ они должны получить полномочия по растаможиванию грузов. Грузовой транспорт, беспрепятственно проходя границу, получит при ее пересечении «зеленую карту» и направится для дальнейшей растаможки и переработки в логистические центры. Логисты, а это, как правило, 50% работников ЛЦ, предложат владельцам грузов и перевозчикам ряд новых услуг, которые они уже получают в других странах.
Учитывая то, что в международных грузоперевозках давно задействован электронный документооборот, перевод механизма растаможки в ЛЦ — процедура, не требующая больших затрат. При грамотной организации, мощной информационной и государственной поддержке отдачу от работы ЛЦ ощутят и инвесторы, и привлеченные сюда бизнес-структуры, и государство.
— Сможет ли страна обеспечить работу таких центров кадрами? Готовы ли белорусские вузы и, в частности МИТСО, поставить нужное количество логистов?
— Их подготовку ведут МИТСО, БГУ, БНТУ, Белорусский государственный университет транспорта (Гомель). Наш вуз занимается логистикой 7 лет. Вначале проводили семинары, 3-9-месячные курсы по логистике. Затем занялись двухлетней переподготовкой специалистов на базе высшего образования. Солидных логистов с дипломами о высшем образовании с записью в них «логист-экономист» выпустим через 2 года. Сегодня они на втором курсе, а со следующего года уже пойдут на практику на предприятия, использующие в своей работе современные логистические схемы и склады. В том числе и на субъекты хозяйствования Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков.
Так как одной из задач вуза является развитие информационной базы логистики, МИТСО постоянно проводит образовательные мероприятия — научные конференции и олимпиады по этому предмету. Вот и этой весной 14-15 апреля в институте пройдет Международная олимпиада студентов и школьников по логистике.
Однако усилий вузовской науки недостаточно. До сих пор в стране не было проведено ни одного крупного симпозиума по логистике. Да, Министерством транспорта и коммуникаций готовится очередной Транспортный конгресс, на котором в том числе будут обсуждаться проблемы транспортной логистики, являющейся одним из направлений логистики.
Но почему международные конференции такой тематики не проводят министерства промышленности, торговли, объединение «Белресурсы»? Ведь задачи развития логистики для них актуальны не меньше, чем для Минтранса. Мало создать соответствующие логистики, нужно грамотно организовывать работу современных логистических схем и структур в масштабах отрасли, страны, чтобы эффективно, грамотно, с пользой для бизнеса и страны интегрироваться в мировую экономику.
Привлекательно организованная работа ЛЦ принесет дивиденды и самым обычным хозяйствам, и предприятиям. Иногда им выгоднее хранить и перерабатывать продукцию не на собственных складах, а у профессиональных «кладовщиков», которыми и являются современные логистические центры. Они позволят производителям с выгодой для них продвигать их продукцию и на свой, и на зарубежный рынок.
Как говорят Президент А.Г.Лукашенко и премьер-министр М.В. Мясникович, мы должны научиться зарабатывать деньги. Если не сможем создать современные условия переработки грузов, придорожный сервис европейского класса, Беларусь объедут. Не исключено, что даже те товаропотоки, которые сейчас идут через Беларусь, пойдут южным путем — по суперсовременной транспортной магистрали Лиссабон—Киев, строительство которой сейчас идет.
Учитывая этот факт, услуги белорусской транспорно-логистической системы должны быть не хуже предложений соседней страны. А может быть, и лучше тех, которые предоставляют сегодня и маленьким предприятиям, и транснациональным корпорациям наши южные, западные, восточные и северные соседи.