Минобразования со льготами погорячилось
Министерство образования, введя большое количество льгот для абитуриентов, утверждает, что теперь система образования несовершенна. Недовольны и сами абитуриенты – на бюджетное отделение попадают только льготники.
По словам министра образования Сергей Маскевича, систему льгот планируется кардинально пересмотреть и перенести их с этапа поступления на процесс учебы в вузе. Все вопросы, связанные с системой льготирования, требуют тщательного изучения.
Новый взгляд Минобразования на систему льгот основан на том, что поступление в вуз должно определяться знаниями абитуриента.
Независимый эксперт Владимир Дунаев считает, что в Беларуси при поступлении в вузы предусмотрено очень много льгот.
Он отмечает, что льготы для абитуриентов из сельской местности, например, были введены для того, чтобы разбавить социальный состав студенчества более лояльной молодежью, пишет «Завтра твоей страны».
При этом не везде отдельный конкурс сельских и городских абитуриентов в вузы был оправдан, поскольку сельские абитуриенты проходили по нему только в самые престижные вузы.
Профессор Дунаев считает, что, исходя из гуманитарных соображений, необходимо сохранить льготы для инвалидов и сирот.
Эти категории абитуриентов поступают на разных условиях. Сироты - вообще вне конкурса (кроме специальностей и профилей: «международные отношения», «правоведение», «медико-фармацевтический», а также специальностей, на которые конкурс в год, предшествующий приему, составил пять и более человек на место). Единственное условие - отметки не ниже шести баллов по предметам вступительных испытаний в аттестате.
Инвалиды I и II группы, дети-инвалиды имеют преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов.
И все же поддержка государства не означает, что уровень квалификации специалиста может зависеть от семейных обстоятельств или диагноза - к знаниям при поступлении также должны быть определенные требования.
Гуманные соображения могут дорого обойтись обществу, подчеркивает Владимир Дунаев. Специалисты из студентов, которые стали таковыми, благодаря льготам, могут оказаться весьма сомнительного качества. Социальной поддержкой от государства должен стать не шанс получить студенческий билет, а создание условий для получения качественного образования.
В свою очередь, заместитель председателя Белорусского общества инвалидов Сергей Дроздовский считает: прежде чем отменять те или иные льготы, необходимо проанализировать, сколько абитуриентов попало в вуз благодаря им.
По мнению Сергея Дроздовского, всеобщие льготы несут больше вреда, чем пользы. Необходим индивидуальный подход.
А человеку из сельской местности, с инвалидностью, в особенности, намного сложнее получить образование, чем здоровому горожанину. Льготы здесь не помогут. Нужно принимать меры, чтобы поднять уровень жизни, знаний, возможностей этого человека до уровня остальных.
Владимир Дунаев подчеркивает, что для поддержки инвалидов во время учебы необходимо развивать электронное образование.
И хотя этот вопрос пока не проработан в Беларуси ни в практическом, ни в теоретическом, ни в правовом отношении, о нем не следует забывать.
Кроме того, это упростит работу автоматизированной системы подачи документов, которая разрабатывается сейчас и будет предложена к обсуждению осенью.
Проще будет иногородним абитуриентам, в приемных комиссиях не будет занято столько специалистов, а в последний день приема документов - огромных очередей.
И что очень важно - можно было бы подавать документы сразу в несколько вузов, что дает абитуриенту большую свободу выбора. Например, абитуриент из Гродненской области подает документы в БГУ и в Гродненский университет, а учится там, где проходит по конкурсу.
Если электронное образование будет развиваться, тогда необходимо подумать, как поддержать студентов, которые действительно нуждаются в помощи.
Сергей Дроздовский отмечает, что к людям с ограниченными возможностями во время учебы в вузе необходим особый подход. Например, стоит ввести более гибкие учебные графики.
Социальная поддержка инвалидов в сфере образования неотделима от сопровождения при трудоустройстве, - считает Сергей Дроздовский.
Он категорически не принимает позицию, что получать высшее образование людям с инвалидностью нужно, чтобы «быть хоть чем-то занятыми».
Другое дело, что таким людям необходим контроль – как они смогли устроиться на работу или почему не смогли.
Пока же существует бронирование рабочих мест, ведется статистика, но качественный анализ не проводится.
Справка
Преимущественное право на зачисление в вуз при равном общем количестве баллов имеют инвалиды I, II и III групп, дети-инвалиды, дети военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей воинской службы; чернобыльцы; абитуриенты из многодетных семей.