Товарищ генерал, не хотите ли извиниться?
Объединенная следственная бригада МВД-КГБ в поте лица трудится по «делу 19 декабря». Уголовные дела в отношении участников декабрьских событий в Минске расследуются за два-три месяца, прокуроры ничтоже сумняшеся отправляют их в суды, где судьям порой хватает нескольких часов, чтобы «объективно» во всем разобраться и вынести обвинительные приговоры. А вот ставшее уже печально знаменитым «Дело биологов» оказалось настолько сложным, что впору привлекать международных экспертов, чтобы с ним разобраться. У этой истории есть начало, но до сих пор нет логического завершения…
Напомним, решением суда Ленинского района сотрудники Научно-практического центра по биоресурсам НАН Беларуси Жанна Бусева и ее муж Михаил Плюта были признаны виновными в том, что «19 декабря в период времени с 21.45 до 22.30 приняли участие в несанкционированном Мингорисполкомом митинге у д. 11 по ул. Советской в г. Минске, при этом выкрикивали лозунги «Жыве Беларусь», «Уходи». На неоднократные требования сотрудников милиции прекратить противоправные действия не реагировали, чем нарушили закон «О массовых мероприятиях». Женщину как мать двоих несовершеннолетних детей «пожалели» и наказали штрафом в 30 базовых величин, а главу семейства отправили на 15 суток на нары.
Пока муж сидел, Жанна проявила активность и сумела доказать, что в тот вечер и в тот час их и близко не было возле Дома правительства, что никаких лозунгов они не выкрикивали, а задержали их совсем в другом месте и совсем в другое время.
30 декабря Минский городской суд отменил постановления Ленинского районного суда в отношении супругов Жанны Бусевой и Михаила Плюты. Их административные дела — «в связи с вновь открывшимися обстоятельствами» — были направлены в суд первой инстанции на новое рассмотрение, но уже другим судьей. Из суда Ленинского района дело перекочевало в Ленинское РУВД на дополнительную проверку и… заглохло. Срок давности по привлечению к административной ответственности истек еще 19 февраля, но до сих пор — ни ответа, ни привета.
«Уже больше месяца мы пытаемся добиться от руководства райуправления конкретного документа по нашим делам, — рассказывает Жанна. — Сотрудник милиции, которому поручили провести проверку, от нас как будто прячется. Нам все время говорят, что его нет на месте. Недели три назад муж написал жалобу в прокуратуру. Пришла отписка с перечнем абстрактных пунктов, по которым наше дело может разрешиться, но что касается конкретно нашей истории — ничего».
Похоже, белорусские правоохранители загнали себя в угол и не знают, как из него выбраться без потерь для чести мундира. Есть все основания официально признать задержание биологов незаконным, однако тогда придется не только самих себя высечь, но и принести потерпевшим от их рук людям извинения и компенсировать материальные потери. Ведь по вине милиции супруги потеряли 11 рабочих дней.
На сей счет в законе «Об органах внутренних дел Республик Беларусь» есть соответствующий пунктик.
Статья 34. Ответственность сотрудников органов внутренних дел. Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов внутренних дел (их сотрудников).
За злоупотребление властью или служебными полномочиями, превышение власти или служебных полномочий, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, совершение иных преступлений или административных правонарушений сотрудники органов внутренних дел несут ответственность, установленную законодательными актами Республики Беларусь.
Вред, причиненный гражданину или организации в результате незаконных действий (бездействия) органов внутренних дел (их сотрудников), подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
При нарушении сотрудником органов внутренних дел прав и законных интересов граждан или организаций, если его действия (бездействие) признаны в установленном порядке незаконными, соответствующий орган внутренних дел обязан принять меры к их восстановлению и по требованию гражданина или организации публично принести извинения.
Понятно, что ключевую роль в этой статье милицейского закона играет фраза — «если его действия (бездействие) признаны в установленном порядке незаконными».
А что мешает министру внутренних дел Анатолию Кулешову, который командовал«действиями правоохранительных органов на площади Независимости в Минске 19 декабря», признать незаконными действия своих подчиненных в отношении Жанны Бусевой и Михаила Плюты?
Не сомневаемся, что генерал располагает возможностями в течение двух-трех часов разобраться в этой истории и поступить по закону, на который он постоянно ссылается.
Со своей стороны, интернет-газета Naviny.by дает подсказку Анатолию Ниловичу, с кого для начала спросить.
Протокол об административном правонарушении на Жанну Бусеву составил старший участковый инспектор милиции ГОМ Ленинского РУВД майор милиции Лаптанович Сергей Иванович. О том, что женщина «принимала активное участие в несанкционированном Мингорисполкомом митинге, при этом выкрикивала лозунги «Жыве Беларусь», «Уходи», майор узнал из рапортов сотрудников полка милиции специального назначения Тукайло Дмитрия Петровича и Сокольчика Александра Викторовича.
У последних двух фигурантов министр может поинтересоваться, кто им дал приказ задержать супругов на остановке возле станции метро «Немига» в полночь, а в рапортах написать совсем другое время и место.
Таким образом он выяснит, за кого из своих подчиненных ему краснеть.
И — да, надо бы извиниться перед невинно пострадавшими.
Виктор ФЕДОРОВИЧ