Законодательное закрепление решений четвертого Всебелорусского народного собрания как основа развития страны на предстоящую перспективу. Выступление Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Рубинова А.Н. на открытии шесто
Уважаемые члены Совета Республики!Уважаемые приглашенные и журналисты!Сегодня мы с вами начинаем работу шестой сессии Совета Республики четвертого созыва. Межсессионный период был насыщен важными для страны событиями. 24 декабря 2010 года Центральная избирательная комиссия Республики Беларусь подвела официальные итоги прошедших президентских выборов. Убедительную победу на них, как вы знаете, одержал действующий глава государства Александр Григорьевич Лукашенко, набравший около 80 процентов голосов избирателей.Проигравших такой вариант не устроил. И они сделали все, чтобы обострить ситуацию в стране, привлечь к себе внимание хулиганскими действиями. Это известная тактика наших так называемых оппозиционеров.На этом фоне вызывает сожаление реакция европейских политиков, представителей зарубежных государств и международных структур, которые приняли за чистую монету провокационные инсинуации экс-кандидатов и их окружения. Еще раз хочу подчеркнуть — результаты выборов неоспоримы. Выборы прошли в соответствии с национальным законодательством и международной практикой и в полной мере отражают волю белорусского народа. Поэтому любые спекуляции на эту тему безосновательны и неприемлемы.Наша с вами задача — всеми доступными способами, последовательно и аргументированно показывать людям истинное положение дел. Именно этого ждут от нас избиратели.Пользуясь случаем, хочу еще раз остановиться на некоторых аспектах нашего международного сотрудничества на современном этапе.Свои политические и экономические приоритеты мы выстраиваем последовательно, стремимся к тому, чтобы западный и восточный векторы были сбалансированы и отвечали нашим национальным интересам.В связи с этим хочу подчеркнуть особое значение созданного по инициативе нашего Президента Союза Беларуси и России, являющегося фундаментом интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Как вы знаете, 2 апреля Союзному государству исполнилось 15 лет, и в связи с этим хочу всех поздравить с 15-летием Дня единения народов Беларуси и России. Я желаю всем нам дальнейшего укрепления экономических и политических основ Союзного государства. Мы в Беларуси и далее будем проводить курс на укрепление союза с Российской Федерацией. Это наш главный и стратегический партнер. Опыт, накопленный в рамках функционирования Союзного государства, послужил основой для создания Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, а на его основе — Единого экономического пространства. Новые интеграционные образования никоим образом не конкурируют с Союзным государством. Напротив, Союзное государство и Таможенный союз взаимодополняют друг друга.Разумеется, мы заинтересованы в развитии добрых отношений и с другими государствами, прежде всего — с нашими соседями: Украиной, Польшей, прибалтийскими странами. Хотелось бы, чтобы двусторонние контакты строились на основе международных правовых норм, в русле конструктивного и взаимовыгодного диалога, исходя из интересов каждой страны.Беларусь укрепляет дружеские отношения с Казахстаном. Наши позиции совпадают по большинству проблем региональной и международной политики. Мы тесно взаимодействуем с казахами и в многостороннем формате. Это обусловлено как близостью наших целей, так и схожестью национальных интересов. Как вы знаете, вчера в Казахстане успешно прошли президентские выборы, и мы уверены, что мудрый казахский народ сделал единственно правильный выбор.Мы выступаем за активизацию отношений Беларуси с ОБСЕ, Советом Европы и Европейским союзом, за включение нашей республики в интеграционные общеевропейские процессы. К сожалению, Европа идет на поводу небольшой группы лиц, называющих себя оппозиционерами, которые делают все, чтобы создать у европейцев превратное представление о нашей стране. Они идут на любые нарушения законов, вплоть до демонстративных попыток организации государственного переворота, лишь бы вынудить власть применить к ним жесткие меры и тем самым сорвать развитие дружественных отношений Беларуси и Евросоюза. Это их хлеб, это их заработок, за это они получают немалые дивиденды. Они буквально паразитируют на здоровом теле государства: чем больше вреда будет нанесено обществу, тем их позиции будут лучше. Тем не менее, история развивается по объективным законам, а эти законы требуют консолидации европейских народов и государств. Поэтому я уверен, что в ближайшие годы наши отношения с Европейским Союзом, с входящими в него государствами нормализуются. Беларусь — мирная страна, которая не только не наносит Европе никакого вреда и не представляет для нее никакой угрозы, но, напротив, выступает как надежный экономический и политический партнер. Мы на своей границе сдерживаем потоки наркотрафика и нелегальной миграции, обеспечиваем транзит энергоносителей, осуществляем взаимовыгодное экономическое сотрудничество с рядом европейских государств. Так зачем же им с нами ссориться? Думаю, что многие политики в Европе это понимают и, как только схлынет очередная антибелорусская пропагандистская волна, будут стремиться к восстановлению добрых отношений, в том числе и в рамках Восточного партнерства.Мы готовы к диалогу по широкому кругу проблем и с США на основе равенства сторон, взаимного уважения и доверия. Как подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко 14 декабря на встрече с представителями ведущих аналитических центров США, “пришло время отойти от старых стереотипов и по-новому взглянуть на наши двусторонние отношения. Самое главное, чтобы в нас видели партнера”.В связи со сказанным особое значение приобретает международный аспект деятельности Совета Республики.В период между сессиями члены Совета Республики интенсивно работали в рамках Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, участвовали в составе делегаций парламента в работе Межпарламентской ассамблеи православия и Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Развивалось наше взаимодействие с Межпарламентским союзом. Продолжались контакты с Парламентской ассамблеей ОБСЕ. Члены Совета Республики приняли участие в зимнем заседании ассамблеи, где обсуждался и “белорусский вопрос”. Наши представители сделали все, чтобы довести до коллег по ОБСЕ объективную информацию, касающуюся событий 19 декабря. Кроме того, было озвучено предложение Беларуси о формировании под эгидой ООН глобального партнерства против рабства и торговли людьми, а также позиция в отношении вопросов миграции, межэтнического диалога и реформирования ОБСЕ. Хочу подчеркнуть, что защита национальных интересов требует от нас, парламентариев, постоянной работы по продвижению позиций нашей страны во всех международных парламентских структурах, в которых мы принимаем участие. Безусловно, приоритетом здесь является Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Наша деятельность должна быть направлена на усиление союзного строительства, и в первую очередь — на установление результативных отношений между регионами Беларуси и России.В текущем году Беларусь председательствует в Организации Договора о коллективной безопасности. В декабре 2010 года глава нашего государства сформулировал ряд приоритетов деятельности этой организации. В соответствии с ними нам предстоит уделить особое внимание работе в парламентских структурах ОДКБ. В части законотворческой деятельности нам предстоит принять решения по ряду ключевых, жизненно важных для государства и общества вопросов. Основные направления этой работы определены четвертым Всебелорусским народным собранием, положениями президентской Директивы № 4 и новой Программой деятельности правительства.Безусловно, акцент будет сделан на совершенствовании законодательства в соответствии с положениями указанной директивы. Как вы знаете, она направлена на повышение инициативы граждан и юридических лиц, стимулирование предпринимательства, устранение административных барьеров в экономике. Наша задача вместе с депутатами Палаты представителей заключатся в том, чтобы пересмотреть значительный массив действующих законодательных актов и привести их в соответствие с требованиями директивы. Создание благоприятных условий для интенсивного научно-технического развития, внедрения новых технологий во всех сферах жизнедеятельности возможно только в условиях адекватного развития человеческого ресурса, т.е. высококачественной подготовки специалистов. Поэтому высшей школе нужно постоянно повышать качество подготовки студентов и (не в последнюю очередь) за счет укрепления связи обучения с практикой, привлечения к этому процессу реального сектора экономики. Президент страны уделяет этим проблемам особенно большое внимание, о чем, в частности, свидетельствует и его недавняя встреча с министром образования С.А.Маскевичем.Надо отметить, что Министерство образования активно занимается проблемами приближения образовательных стандартов к реальным потребностям производства. Наши высшие учебные заведения уже сегодня имеют более 150 совместных с предприятиями кафедр, а к 2015 году их число планируется удвоить. Но надо посмотреть, насколько эффективно работают эти кафедры. Несколько таких кафедр Белорусского национального технического университета, функционирующих на базе Минского тракторного завода, мы с вами сегодня посетим в ходе семинара “Образование как основа инновационного развития страны”.Если говорить о проблемах экономики, то здесь наиболее актуальной на сегодняшний день является задача выполнения параметров по сальдо внешней торговли товарами и услугами, т.е. снижение импортоемкости ВВП и активное наращивание экспорта. Наша роль как сенаторов в решении этой проблемы заключается, прежде всего, в том, чтобы совершенствовать правовые условия, при которых экспорт товаров и услуг был бы более выгоден, чем импорт. В этой сфере уже немало сделано. Тем не менее, нам еще предстоит в первоочередном порядке внести изменения и дополнения в ряд кодексов и законов Республики Беларусь. Соответствующие законодательные нововведения создадут более эффективные условия для дальнейшего экономического роста, осуществления инвестиционной деятельности и улучшения бизнес-климата в стране, а также расширят гарантии для иностранных инвесторов и усилят защиту прав иностранных граждан в этой сфере.С другой стороны, члены Совета Республики должны и сами лично делать все возможное на своих рабочих местах для реализации задач по уменьшению энергопотребления, экономии материальных ресурсов и решению других вопросов, важных для улучшения внешнеторгового сальдо страны.Ряд законодательных инициатив предстоит нам рассмотреть и в социальной сфере. Наиболее значимым здесь является проект Жилищного кодекса. В нем будут комплексно урегулированы вопросы, связанные с защитой прав собственников, ответственностью за качество предоставляемых в этой области услуг, и другие жизненно важные вопросы.Большое внимание будет уделено совершенствованию охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В ходе сессии мы будем также рассматривать законопроекты, затрагивающие различные вопросы прав и свобод граждан, защиты интеллектуальной собственности.Будет продолжена работа по развитию альтернативных форм правосудия, укреплению правовых основ национальной безопасности, законности и правопорядка.Намечено также ратифицировать межправительственные соглашения, в частности с Азербайджанской Республикой, Украиной, Словенией, Чешской Республикой. Дальнейшему продвижению интеграционных процессов на Евразийском пространстве будет способствовать ратификация 12 соглашений, регулирующих вопросы свободных экономических зон, перемещения денежных средств и товаров физическими лицами и ряд других документов. Планируется ратифицировать Статут Суда ЕврАзЭС, соглашение о развитии международного лизинга сельскохозяйственной техники и других транспортных средств, используемых в агропромышленных комплексах государств — членов Евразийского экономического сообщества. Все это потребует от парламентариев внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство.В период между сессиями одним из важнейших направлений нашей деятельности являлась работа в регионах. По многим направлениям мы углубили взаимодействие с органами местного управления и самоуправления. С нашим участием прошли все сессии Советов депутатов областного уровня и каждая третья — базового уровня. Члены Совета Республики стали значительно чаще включать в свои планы участие в сессиях Советов депутатов первичного уровня. Помощь и поддержка сельских и поселковых Советов оказывалась в приоритетном порядке, и, прежде всего, в решении вопросов жизнеобеспечения населения. Особенно эффективными в этой части стали регулярно проводимые встречи членов Президиума Совета Республики с председателями Советов первичного уровня в рамках повышения квалификации в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.Под эгидой Совета по взаимодействию органов местного самоуправления принимались меры по совершенствованию деятельности местных Советов депутатов, повышению их роли в решении проблем наших граждан. На очередном заседании Совета, состоявшемся в январе текущего года, главным вопросом было рассмотрение практики взаимодействия Минского городского Совета депутатов с районными администрациями столицы. Особое внимание при этом уделялось выполнению региональных программ по импортозамещающим производствам, оказанию содействия предпринимателям на местах, созданию специальных центров поддержки бизнеса.Вместе с тем следует отметить, что не всегда решения и рекомендации Совета по взаимодействию органов местного самоуправления в достаточной мере используются в практической работе Советов первичного и базового уровня. Нам надо принять меры к тому, чтобы Совет по взаимодействию оказывал более действенное влияние на их работу.С учетом задач по развитию гражданского общества в нашей поддержке нуждаются и органы территориального общественного самоуправления (старосты, домкомы и др.). Соответствующие полномочия для этого у нас имеются. Развитие данной формы самоуправления позволит не только оказать помощь людям, но и активизировать их вовлеченность в решение местных проблем.Хочу вас проинформировать, что при активном участии Совета Республики завершен первый этап по внедрению автоматизированной информационной системы “Местные Советы депутатов”. Сегодня она уже функционирует на всех объектах пилотной зоны, в которую включены 40 местных Советов депутатов. С учетом накопленного опыта предстоит обеспечить поэтапное внедрение этого проекта в остальных почти полутора тысячах местных Советов. Эту работу глава государства поручил взять на себя областным исполнительным комитетам. Мы уверены, что полномасштабное внедрение АИС будет завершено уже в текущем году.Хочу обратить ваше внимание на информационную составляющую нашей деятельности. Членам Совета Республики необходимо активнее сотрудничать со средствами массовой информации, и не только с печатными, но и электронными — интернет, радио и телевидение. В Секретариате Совета Республики есть соответствующие службы, которые всегда готовы прийти вам на помощь.С учетом задач, поставленных главой государства по усилению работы с населением, на передний план выдвигается работа с обращениями граждан. В межсессионный период в Совете Республики было рассмотрено около 200 обращений, среди которых более 60 процентов касались вопросов социальной сферы, около 30 процентов — судебной и правоохранительной деятельности. По-прежнему приходится констатировать, что значительная часть вопросов, входящих в компетенцию региональных органов власти, не решается на местах. Так, например, оказалось, что из 47 обращений, направленных в наш адрес, половина была вполне благополучно решена местными органами власти. Однако это было сделано только после соответствующего вмешательства Совета Республики. Считаю, что мы должны значительно усилить контроль за подобными фактами. Для этого у нас есть необходимые полномочия. Надо, в частности, обеспечить более тесное взаимодействие Советов с исполнительными и распорядительными органами, в которые, как правило, поступает большинство обращений граждан. Повышению результативности этой работы, на наш взгляд, будет способствовать Указ Президента Республики Беларусь № 66 от 22 февраля 2011 г. “О некоторых вопросах местного управления и самоуправления”. В соответствии с этим Указом в исполнительных органах вводятся структуры по работе с обращениями граждан и юридических лиц.Важную роль в совершенствовании работы членов Совета Республики с гражданами должен также сыграть Указ Президента Республики Беларусь № 119 от 22 марта 2011 г., в соответствии с которым устанавливается требование о систематическом проведении руководителями и должностными лицами встреч в трудовых коллективах, пресс-конференций, горячих линий и прямых телефонных линий. Закрепляется обязанность органов и организаций размещать на своих официальных сайтах ответы на наиболее часто поднимаемые гражданами вопросы. Президиум Совета Республики наметил конкретные меры по выполнению этого важного Указа.На повышение качества работы по разрешению насущных проблем граждан и хозяйствующих субъектов будут направлены и нормы проекта нового закона об обращениях граждан и юридических лиц, который предполагается рассмотреть на нынешней сессии. Впервые на законодательном уровне будет создан действенный механизм обратной связи, направленный на повышение обоюдной ответственности сторон — как должностного лица, так и заявителя.Позвольте на этом завершить свое выступление и пожелать всем нам успешной работы.