Выше среднего

Источник материала:  

Выше среднего

Выше среднегоС января многие вузы повысили плату за обучение. Например, привилегия учиться в престижном БГУ подорожала в среднем почти на 26 процентов. Тысячи абитуриентов, студентов, а также их родителей волнуются: чем это вызвано? Кто и как формирует цены? И, раз уж знания перешли в разряд дорогостоящих товаров, должны ли они подчиняться законам рыночной экономики? Мы решили задать эти вопросы лично министру образования Сергею МАСКЕВИЧУ.


— Сергей Александрович, все–таки что стало причиной последнего повышения цен на платное обучение?


— Сегодня средняя стоимость годового платного обучения в вузах, подчиненных Министерству образования, составляет 4 миллиона 136 тысяч рублей. В смету входят расходы на коммунальные услуги, укрепление и развитие материально–технической базы, организацию учебного процесса... Но на две трети (от 65 до 75 процентов в зависимости от вуза) стоимость обучения формирует заработная плата. Поскольку с 1 сентября 2010 года на 25 процентов повышена заработная плата педагогическим работникам, установлены надбавки за квалификационные категории, на треть выросли ставки первого разряда, а также увеличены другие цены и тарифы на работы (услуги), ссузы и вузы пересмотрели свои калькуляции. Нашим законодательством им дано право самостоятельно устанавливать стоимость платного обучения. Эта цифра вписывается в договор, который заключают студент и учреждение образования, там же прописываются конкретные сроки оплаты и основания для изменения стоимости. Если вы заметили, стоимость обучения в вузах и ссузах выросла по–разному: где–то больше, где–то меньше. Это зависит от получаемой специальности, квалификации, стажа работы профессорско–преподавательского состава и других педработников, состояния материально–технической базы учебного заведения.


— За последние годы платное обучение стало настолько популярным, что теперь студентов–«платников» больше, чем бюджетников. С одной стороны, это свидетельствует о престижности высшего образования, с другой — о платежеспособности наших граждан. Одно «но»: не секрет, что в прошлую вступительную кампанию некоторые вузы на платное обучение зачисляли абитуриентов с минимальными проходными баллами. Складывается ощущение, что главный критерий получения высшего образования — не знания, а толстый кошелек. Планируется ли как–то управлять этой тенденцией?


— Действительно, на начало этого учебного года в государственных и частных вузах насчитывалось 442 тысячи 890 человек, в том числе 33,8 процента — на бюджетной основе, 66,2 процента — на платной. В ссузах учащихся бюджетной и платной форм обучения практически поровну: 51 и 49 процентов соответственно. Мы думали над тем, стоит ли устанавливать нижнюю планку по баллам или нет. Но в системе тестирования по разным предметам получаются разные проходные баллы. И это не совсем понятно абитуриенту: почему по русскому, скажем, минимальный проходной балл — 12, по белорусскому — 10, а по математике — 15? Для всех предметов установить единую нижнюю планку тоже было бы неверно. Тогда и было принято решение считать 1 за самый низкий проходной балл. Но ведь главное в баллах — рейтинг! Важен психологический момент: абитуриент участвовал в конкурсе, но не прошел. Далее результаты ЦТ учитываются при поступлении в ссузы и на заочное отделение, где, естественно, уровень подготовки абитуриентов ниже. В прошлом году, например, центральное тестирование сдавали 155 тысяч человек, а в вузы поступили 90 тысяч. Поэтому и было решено никого не отсеивать на стадии поступления, дать шанс каждому. Учеба в вузе сама отрегулирует количество будущих специалистов. На каждую из специальностей в каждом из учебных заведений есть свой лимит набора как на бюджетную форму обучения, так и на платную. Но мы, наверное, могли бы в качестве эксперимента вообще отменить конкурс и проходные баллы по отдельным специальностям, то есть принимать всех желающих, как это практикуется во многих западных странах. С единственным условием: у абитуриента уже должна быть какая–то специальность, профессия (чтобы в случае чего он не оказался без работы). А использует студент эту возможность или нет, зависит от него самого. Вообще говоря, требования к «платникам» и бюджетникам у вузов и ссузов одинаковые. Вот БГТУ отчислил после зимней сессии 700 человек! Думать, что раз платишь деньги, то можешь учиться спустя рукава, — в корне неверно.


— Указ Президента № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» предполагает свободное ценообразование на образовательные услуги. Означает ли это, что платное обучение и дальше будет дорожать?


— Даже у платных вузов пока нет прерогативы устанавливать свободную цену на обучение, поскольку для этого еще нужно привести в соответствие с указом всю необходимую нормативную правовую базу. Но и тогда, я уверен, цена на обучение не будет заоблачной. Учитывая социальную значимость образования, стоимость обучения в государственных вузах и ссузах мы регулируем и будем регулировать. Поэтому частным образовательным учреждениям так или иначе придется придерживаться цен на уровне государственных. Вместе с тем надо понимать, что образовательные услуги в мире — дорогое удовольствие в буквальном смысле. Это интеллектуальный продукт, он сегодня самый ценный. В мире строится экономика знаний. И мы тоже такую экономику строим. В ней лишь имея высшее образование человек будет востребован, у него будет больше шансов стать успешным. В действительности государство тратит на подготовку каждого специалиста почти 8 миллионов рублей, и это без учета выплаты стипендий и др. Таким образом, стоимость платного обучения обеспечивает лишь минимальные затраты и равняется 52,4 процента бюджетного финансирования. Будет ли дорожать обучение? Вероятно, да. Но мы придерживаемся принципа поэтапного увеличения цен. Никаких резких скачков и колебаний быть не может. Кроме того, студентам платной формы обучения сейчас предоставляются льготные кредиты на обучение, рассрочка и отсрочка платежа. При хороших успехах в учебе может быть предоставлена скидка со стоимости обучения в размере 20 — 60 процентов, при наличии свободных бюджетных мест «платники»–отличники могут быть освобождены от платы вовсе. Эта практика будет сохранена и в будущем.

Автор публикации: Валентина МОХОР

Фото: Александр СТАДУБ

←В столице представлена электронная версия книги "Расстраляныя ў Мінску"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика