ИРАН: МИФЫ И РЕАЛИИ
17.03.2011
—
Новости Общества
(Продолжение. Начало в №10)
Моя поездка в Иран пришлась как раз на те дни, когда в стране отмечалась 32-я годовщина победы исламской революции. Для иранцев это — главный национальный праздник, как День Независимости у нас в Беларуси. 11 февраля на одной из центральных площадей Тегерана — площади Азади — прошел многолюдный митинг с участием президента страны Махмуда Ахмадинежада. Я наблюдала за происходящим на площади из специальной зоны для прессы, в которой, кстати сказать, были представители ведущих мировых СМИ.
Признаюсь честно, такого массового праздника видеть еще не доводилось. Было ощущение, что на площадь вышел весь 14-миллионный Тегеран. На лицах иранцев я увидела столько воодушевления и искренней радости, что в памяти невольно всплыли «картинки» из моего советского детства — примерно так же мы когда-то отмечали День Октябрьской революции.
До 1979-го года, рассказывали мне иранцы, с которыми я много общалась в тот день на улицах Тегерана, жизнь в стране сильно отличалась от нынешней. Шах проводил проамериканскую политику, причем это касалось не только экономических аспектов, но и многих других сфер. После свержения шаха и победы исламской революции иранцы сами стали хозяевами в своей стране. И установили новые правила, которые сочли более приемлемыми для своего общества. Женщинам запретили носить откровенную одежду, закрыли дискотеки и стриптиз-бары, из кинотеатров и телеканалов убрали зарубежную «киноклубничку», из магазинов — спиртное. Во главу угла была поставлена забота об интересах народа, его благосостоянии. Понятно, что резкие перемены в политике Ирана понравились далеко не всему мировому сообществу, но страна сделала свой выбор.
Сегодня Исламскую Республику Иран можно смело отнести к числу стран, вокруг которых «наворочено» особенно много мифов и предрассудков. Западные СМИ буквально соревнуются друг с другом в том, чтобы показать современный Иран в как можно более черном свете. Но, побывав в стране, понимаешь насколько далеки от реальности многие навязываемые мировому общественному мнению «страшилки».
Миф номер один: ислам агрессивно подавил в Иране все остальные религии. Признаюсь честно, мне, как христианке, было особенно интересно выяснить, могут ли мои единоверцы в Иране исповедовать свою религию. Может, они молятся тайно, в темных полуподвальных помещениях? А может, даже такой возможности у них нет? Каково же было мое удивление, когда в центре Тегерана я увидела... золотые купола православной церкви. Оказалось, и службы здесь по выходным проходят, и даже приют для престарелых при церкви построен.
Как выяснилось, прекрасно чувствуют себя на тегеранских улицах и храмы других христианских конфессий. Какие там подвалы?! Это большие, просторные храмы с красивой архитектурой!
— Каково это — быть христианином в мусульманской стране? — поинтересовалась я у служащего церкви Святого Саркиса, самой большой армянской церкви в Тегеране.
— Мы абсолютно свободны в своем вероисповедании. В воскресенье утром и субботу вечером в храме проходят службы. Верующих приходит очень много, места свободного почти не остается. Когда надо, проводим венчания, крещения, отпевания.
— А правда, что христианам в Иране нельзя открыто носить нательный крест?
— Кто вам такое сказал? Можно носить. Здесь с уважением относятся к представителям других религий, у нас нет никаких проблем!
Как оказалось, есть в Тегеране и синагоги. В это трудно поверить, учитывая сложные отношения Ирана и Израиля, но, тем не менее, это так. Иранцы подчеркивают, что сложные отношения у них с сионизмом, а никак не с еврейским народом, представители которого живут в Иране много веков и давно стали его неотъемлемой частью. Кстати сказать, национальным и религиозным меньшинствам Ирана предоставляется не только свобода вероисповедания, но и места в парламенте страны.
Я с интересом узнала, что в Иране до сих пор действуют и зороастрийские храмы. Напомню, что зороастризм — это одна из древнейших мировых религий, которая на протяжении многих веков была государственной религией могущественных персидских империй древности. Ее основатель, Заратустра, сформулировал свое учение почти 4 тысячи лет назад, практически за два тысячелетия до Иисуса Христа. «Добрые мысли, добрые слова, добрые дела» — таков основной принцип зороастризма, обман считается в этой религии самым страшным грехом. Кстати, многие теологи придерживаются мнения, что зороастризм в какой-то мере послужил основой для ислама, христианства и других мировых религий.
Мне довелось побывать в зороастрийских храмах Тегерана и Язда. Выглядят они, конечно, очень необычно. На стене — изображение Заратустры с солнечным «нимбом» вокруг головы. А посреди храма вместо алтаря — огромный очаг, где круглосуточно горит священный огонь. Почему огонь? Как рассказал мне мубет Фархид, служитель зороастрийского храма Тегерана, корни этой традиции уходят в глубокую древность. У нас, христиан, есть предание о всемирном потопе и Ное, который взял «каждой твари по паре» и спасся на построенном им ковчеге. У зороастрийцев есть похожее предание, только спасался их Джамшит от всемирного обледенения. Глубоко под землей он построил дворец, также взял туда по паре животных и огонь, который помог всем пережить тяжелые времена. В благодарность за это спасение (а также из чисто практических соображений) в центре древних персидских храмов всегда горел огонь, считавшийся священным. Люди сидели возле него, общались, брали домой в свои очаги. И когда Заратустра после 10-летнего уединения на горе спустился к людям проповедовать свое учение, он делал это именно у священного огня. С тех пор в каждом зороастрийском храме огонь занимает особое место. Его поддерживают веками, заботливо перевозя из древних храмов в более новые.
Мубет Фархид рассказал мне, что хотя сегодня зороастризм в Иране превратился из религии большинства в религию меньшинства, зороастрийцы по-прежнему беспрепятственно исповедуют свою веру. Более того, при их храме действует школа, где учат детей зороастрийцев.
Другой миф, упорно сопровождающий Иран в глазах мировой общественности, — это миф о нелегкой судьбе закутанной в паранжу, угнетенной иранской женщины, вынужденной мириться с мужем-многоженцем. Не скрою, из чувства женской солидарности я уделила этому вопросу повышенное внимание. И, признаюсь честно, теперь при виде женщины в черном чадуре (длинной накидке, надевающейся мусульманками поверх одежды, но не закрывающей лицо), мое сердце больше не замирает от сочувствия, как это было прежде.
Конечно, жизнь в исламской стране накладывает на принятые в обществе установки свой отпечаток. В общественном транспорте — две половины, мужская и женская. Дети учатся в школах отдельно — есть школы для мальчиков, есть для девочек, но уже в университетах занимаются вместе. Незнакомые между собой мужчина и женщина не могут заговорить друг с другом на улице. В общественных местах представителям разных полов нельзя держаться за руки, обниматься и проявлять иные нежные чувства.
Собираясь в Иран, я выслушала много «полезных» советов типа: «А ты уже купила паранджу и юбку до пят?». «Там куплю», — успокаивала я особо волнующихся. Ни тем, ни другим свой гардероб мне в итоге пополнять не пришлось. Паранджи, скрывающей лицо, я на иранских женщинах не видела ни разу! Конечно, определенные ограничения в одежде в Иране существуют. В общественных местах — никаких декольте, мини-юбок и прочей вызывающей одежды (дома ходи, если хочешь). И правило номер один — у женщины должна быть покрыта голова. Что это будет — легкий кокетливый шарфик на затылке или «основательный» платок с чадуром поверху, — каждая женщина решает сама.
«Чадур для меня — это как вторая кожа. Без него мне неудобно», — призналась мне тегеранка, к которой я «пристала» с наивным вопросом: зачем иранки вообще носят чадуры, если никто не заставляет их это делать? Так что ни о каком «насильственном помещении женщин в черный кокон» речь, как видим, не идет, это их собственный выбор.
Многие иранки давно отказались от чадуров и одеваются очень современно. Любят высокие каблуки, носят одежду модных фасонов, красят волосы, активно пользуются косметикой. Никто не заставляет их кутаться в юбки до пят, у женщин всех возрастов очень популярны брюки и джинсы. Что же касается платков, то их давно превратили из обязательного головного убора в достойное украшение женской внешности: разнообразие оттенков и фасонов действительно впечатляет!
(Продолжение следует).
Оксана МЫТЬКО