Как белорусу достойно встретить старость?
16.03.2011 10:15
—
Новости Общества
Как белорусу достойно встретить старость?
Общество стареет и бросает вызов будущим поколениям. Что можно сделать сегодня, чтобы достойно встретить старость завтра, и почему белорусские пенсионеры пока воспринимаются как обуза для общества?
Почему стариков становится больше
Возрастная структура населения в Беларуси, как и во всей Европе, характеризуется растущей долей пожилого населения. В "Европейском статистическом обзоре за 2010 год", русская версия которого представлена Фондом ООН в области народонаселения в Беларуси, отмечается, что к 2030 году доля населения 65 лет и старше составит в нашей стране 19%. В 2009 году этот показатель равнялся 14,1%.
Эксперты Венского института демографии и Международным институтом прикладного системного анализа, подготовившие обзор, отмечают также, что демографическая нагрузка пожилыми возрастет до 28,4% (с 19,8% в 2009 году). Что нужно предпринять, чтобы старики не стали обузой для общества?
Руководитель исследовательской группы по динамике и прогнозированию численности населения Венского Института демографии Австрийской Академии наук Сергей Щербов пояснил "Завтра твоей страны", что в Беларуси остановить процесс старения и депопуляции практически не возможно. В такой ситуации, считает Сергей Щербов, необходимо вкладывать общественные ресурсы в человеческий потенциал в целом, то есть, в здоровье и образование населения. По такому пути идет вся Европа.
Особенность Беларуси в том, что людей старшего поколения становится больше не потому, что значительно увеличивается продолжительность жизни, а потому, что стареет поколение с высоким уровнем рождаемости. С 1936 по 1955 год в Беларуси были запрещены аборты и все послевоенные годы власти пытались увеличить прирост населения. Однако это не получилось. По данным ООН, если в 1965 году на 1000 жителей Беларуси приходилось 24,4 родившихся, в 1970 — 16,2, в 1985 — 16,5, а в 1990 г. их количество достигло только 13,9 человека.
Пенсионный возраст в Беларуси увеличивать нельзя
Сокращение доли трудоспособного населения грозит дефицитом пенсионного фонда. Во многих странах эту угрозу пытаются отодвинуть путем повышения пенсионного возраста. Однако для Беларуси это -- не выход, уверен Сергей Щербов.
— Для более позднего срока выхода на пенсию, прежде всего, необходимо, чтобы в стране была выше средняя продолжительность жизни, -- убежден эксперт. -- Пока в Беларуси она (у мужчин, в особенности) крайне низка и составляет 64,5 года.
Это один из самых низких европейских показателей. Сергей Щербов предполагает, что качественное медобслуживание и повышение образованности белорусов дадут свои плоды в деле увеличения продолжительности жизни.
-- По нашим прогнозам, к 2050 году при увеличении продолжительности жизни в Беларуси вопрос демографической нагрузки пожилыми можно снять. Это не значит, что значительно увеличится рождаемость. Люди будут жить дольше, естественно, будут дольше работать. Но в любом случае население Беларуси будет уменьшаться, -- уверен эксперт.
По данным "Европейского статистического обзора за 2010 год", прогнозируется сокращение населения Беларуси до 8.9 млн. человек.
-- Это объективный прогноз, который не является трагичным, -- подчеркивает Сергей Щербов.
Надо дать свободу экономике
Экономист Михаил Залесский видит проблему старения в том, что пенсия в Беларуси выплачивается по принципу солидарности поколений, а людей старшего возраста становится все больше. С одной стороны, такая ситуация может продолжаться бесконечно долго. С другой — работающие должны для этого постоянно увеличивать продуктивность своего труда, чтобы их заработка хватало и им, и их детям, и на выплату пенсий.
-- Проблема в том, что продуктивность труда не увеличивается, — говорит Михаил Залесский. — Это означает, что по большому счету не имеет значения, какая система выплаты пенсий, когда пенсионный фонд получает недостаточно средств.
Эксперт проводит аналогию с белорусским страховым рынком. Среднее поступление от плательщика в Беларуси около 20 евро в год, а от среднестатистического европейца — 4 тыс. евро.
-- Если бы мы платили столько, нам пришлось бы питаться страховыми полисами, -- шутит Михаил Залесский.
Для увеличения производительности труда, по мнению экономиста, необходимо, чтобы свободно развивались экономика и бизнес, чего в Беларуси, на его взгляд, не происходит.
— У нас чиновничье государство, и богатые люди у нас — чиновники. Пока так будет, ничего с пенсиями не изменится. Безусловно, каждый работающий может думать сегодня, какую пенсию он получит, когда придет время. Речь, по сути, идет о социальной ответственности. Между тем многие люди живут, исходя из того, что им внушили, что у нас социально ориентированное государство, которое всем поможет. Люди не хотят думать о своих нуждах сами, желают придти и взять, что положено, -- обозначает тренд Михаил Залесский.
В Беларуси есть организации, сориентированные на то, чтобы аккумулировать средства для будущих пенсионеров. Например, в этом направлении работает Белорусский народный страховой пенсионный фонд, страховая компания "Стравита". Правда, экономист Залесский считает: проблема этих и других финансовых структур в том, что в Беларуси никто не знает, что будет дальше.
— Кто может сегодня ответить — случится или нет девальвация в Беларуси? Кто определенно скажет, сколько будет стоить рубль и какие будут цены? Это невозможно, потому что в стране нет экономической политики, -- говорит экономист. -- Безусловно, что-то откладывать можно. Наш уровень — это закупать продукты, соль, спички. Если откладывать доллары, нет гарантии, что завтра в банках не отменят обмену долларов на рубли. Те люди, у которых есть возможность, скупают золото. Однако это очень небольшое количество в общей структуре населения.
Впрочем, как отмечают эксперты, у белорусов среднего класса и среднего возраста просматривается уже несколько иная модель пенсионного поведения. Одни вкладывают в детей, другие -- на свободные деньги покупают квартиры, чтобы сдавать их в старости. Частные накопления они считают более весомой гарантией, нежели обещания властей.
Не списывайте стариков раньше времени
И все же, говорит психолог Надежда Цыркун, важным условием нормальной жизни в зрелом возрасте — это возможность профессиональной деятельности.
— Дайте пенсионерам работать столько, сколько они хотят. Если в стране идет речь о привлечении иностранных специалистов, то почему бы не использовать потенциал старшего поколения? – задается вопросом эксперт.
Сергей Щербов также считает: не стоит Беларуси ориентироваться на то, что приедут миллионы мигрантов и улучшат демографическую ситуацию. Все-таки экономическое положение в стране таково, что высокообразованная квалифицированная рабочая сила из-за рубежа в нашу сторону не смотрит.
— Стоит обратить взор на пенсионеров, — советует Сергей Щербов. — В качестве примера могу привести Японию, где традиционно люди, достигая определенного возраста, переходят на более простые работы. У японцев высокая продолжительность жизни, а мигрантов очень немного. Безусловно, таков их менталитет, что вчерашний чиновник может наблюдать за порядком в парке. К пенсии надо морально готовиться: происходит объективное снижение статуса.
К слову, одной из причин долгожительства в Японии Щербов назвал организацию медпомощи, которая оказывается на одинаково высоком уровне человеку и в 40, и в 80 лет.
Надежда Цыркун подчеркивает, что необходимо говорить о качестве жизни и соответственно выяснять причины и воздействовать на те обстоятельства, приводящие к ранней смерти и болезни, на которые может влиять каждый человек в отдельности.
— Причины ранней смертности мужчин в Беларуси кроются в курении и злоупотреблении алкоголя. Что касается женщин, необходимо свыкнуться с мыслью, что, даже прожив жизнь в прекрасном браке, в большинстве случаев они остаются к старости в одиночестве. Ухудшается эмоциональное состояние, уменьшаются доходы. Важно, тем не менее, найти смысл существования на каждом этапе своей жизни.
И все же если будет увеличиваться количество населения старшего возраста, потребуется создание особой инфраструктуры для них в обществе. Это означает, что в обществе необходимо пересматривать подходы к организации их лечения, досуга.
— Это важные вопросы для общества. Стоит изучать систему организации специальных домов для стариков, где они могут общаться. В этом смысле передовой опыт у Нидерландов, -- говорит Надежда Цыркун. — Сейчас многие в зрелом возрасте ориентируются на приобретение новых навыков. При этом если в молодости ориентация идет на образование и карьеру, то в зрелом возрасте образование — это нечто вроде хобби. Правда, если у человека не было смысла и содержания жизни в молодые годы, маловероятно, что его осенит в пожилом возрасте. Вкладывать в свой личный потенциал и задумываться о том, что будет на пенсии, следует как можно раньше.
Почему стариков становится больше
Возрастная структура населения в Беларуси, как и во всей Европе, характеризуется растущей долей пожилого населения. В "Европейском статистическом обзоре за 2010 год", русская версия которого представлена Фондом ООН в области народонаселения в Беларуси, отмечается, что к 2030 году доля населения 65 лет и старше составит в нашей стране 19%. В 2009 году этот показатель равнялся 14,1%.
Эксперты Венского института демографии и Международным институтом прикладного системного анализа, подготовившие обзор, отмечают также, что демографическая нагрузка пожилыми возрастет до 28,4% (с 19,8% в 2009 году). Что нужно предпринять, чтобы старики не стали обузой для общества?
Руководитель исследовательской группы по динамике и прогнозированию численности населения Венского Института демографии Австрийской Академии наук Сергей Щербов пояснил "Завтра твоей страны", что в Беларуси остановить процесс старения и депопуляции практически не возможно. В такой ситуации, считает Сергей Щербов, необходимо вкладывать общественные ресурсы в человеческий потенциал в целом, то есть, в здоровье и образование населения. По такому пути идет вся Европа.
Особенность Беларуси в том, что людей старшего поколения становится больше не потому, что значительно увеличивается продолжительность жизни, а потому, что стареет поколение с высоким уровнем рождаемости. С 1936 по 1955 год в Беларуси были запрещены аборты и все послевоенные годы власти пытались увеличить прирост населения. Однако это не получилось. По данным ООН, если в 1965 году на 1000 жителей Беларуси приходилось 24,4 родившихся, в 1970 — 16,2, в 1985 — 16,5, а в 1990 г. их количество достигло только 13,9 человека.
Пенсионный возраст в Беларуси увеличивать нельзя
Сокращение доли трудоспособного населения грозит дефицитом пенсионного фонда. Во многих странах эту угрозу пытаются отодвинуть путем повышения пенсионного возраста. Однако для Беларуси это -- не выход, уверен Сергей Щербов.
— Для более позднего срока выхода на пенсию, прежде всего, необходимо, чтобы в стране была выше средняя продолжительность жизни, -- убежден эксперт. -- Пока в Беларуси она (у мужчин, в особенности) крайне низка и составляет 64,5 года.
Это один из самых низких европейских показателей. Сергей Щербов предполагает, что качественное медобслуживание и повышение образованности белорусов дадут свои плоды в деле увеличения продолжительности жизни.
-- По нашим прогнозам, к 2050 году при увеличении продолжительности жизни в Беларуси вопрос демографической нагрузки пожилыми можно снять. Это не значит, что значительно увеличится рождаемость. Люди будут жить дольше, естественно, будут дольше работать. Но в любом случае население Беларуси будет уменьшаться, -- уверен эксперт.
По данным "Европейского статистического обзора за 2010 год", прогнозируется сокращение населения Беларуси до 8.9 млн. человек.
-- Это объективный прогноз, который не является трагичным, -- подчеркивает Сергей Щербов.
Надо дать свободу экономике
Экономист Михаил Залесский видит проблему старения в том, что пенсия в Беларуси выплачивается по принципу солидарности поколений, а людей старшего возраста становится все больше. С одной стороны, такая ситуация может продолжаться бесконечно долго. С другой — работающие должны для этого постоянно увеличивать продуктивность своего труда, чтобы их заработка хватало и им, и их детям, и на выплату пенсий.
-- Проблема в том, что продуктивность труда не увеличивается, — говорит Михаил Залесский. — Это означает, что по большому счету не имеет значения, какая система выплаты пенсий, когда пенсионный фонд получает недостаточно средств.
Эксперт проводит аналогию с белорусским страховым рынком. Среднее поступление от плательщика в Беларуси около 20 евро в год, а от среднестатистического европейца — 4 тыс. евро.
-- Если бы мы платили столько, нам пришлось бы питаться страховыми полисами, -- шутит Михаил Залесский.
Для увеличения производительности труда, по мнению экономиста, необходимо, чтобы свободно развивались экономика и бизнес, чего в Беларуси, на его взгляд, не происходит.
— У нас чиновничье государство, и богатые люди у нас — чиновники. Пока так будет, ничего с пенсиями не изменится. Безусловно, каждый работающий может думать сегодня, какую пенсию он получит, когда придет время. Речь, по сути, идет о социальной ответственности. Между тем многие люди живут, исходя из того, что им внушили, что у нас социально ориентированное государство, которое всем поможет. Люди не хотят думать о своих нуждах сами, желают придти и взять, что положено, -- обозначает тренд Михаил Залесский.
В Беларуси есть организации, сориентированные на то, чтобы аккумулировать средства для будущих пенсионеров. Например, в этом направлении работает Белорусский народный страховой пенсионный фонд, страховая компания "Стравита". Правда, экономист Залесский считает: проблема этих и других финансовых структур в том, что в Беларуси никто не знает, что будет дальше.
— Кто может сегодня ответить — случится или нет девальвация в Беларуси? Кто определенно скажет, сколько будет стоить рубль и какие будут цены? Это невозможно, потому что в стране нет экономической политики, -- говорит экономист. -- Безусловно, что-то откладывать можно. Наш уровень — это закупать продукты, соль, спички. Если откладывать доллары, нет гарантии, что завтра в банках не отменят обмену долларов на рубли. Те люди, у которых есть возможность, скупают золото. Однако это очень небольшое количество в общей структуре населения.
Впрочем, как отмечают эксперты, у белорусов среднего класса и среднего возраста просматривается уже несколько иная модель пенсионного поведения. Одни вкладывают в детей, другие -- на свободные деньги покупают квартиры, чтобы сдавать их в старости. Частные накопления они считают более весомой гарантией, нежели обещания властей.
Не списывайте стариков раньше времени
И все же, говорит психолог Надежда Цыркун, важным условием нормальной жизни в зрелом возрасте — это возможность профессиональной деятельности.
— Дайте пенсионерам работать столько, сколько они хотят. Если в стране идет речь о привлечении иностранных специалистов, то почему бы не использовать потенциал старшего поколения? – задается вопросом эксперт.
Сергей Щербов также считает: не стоит Беларуси ориентироваться на то, что приедут миллионы мигрантов и улучшат демографическую ситуацию. Все-таки экономическое положение в стране таково, что высокообразованная квалифицированная рабочая сила из-за рубежа в нашу сторону не смотрит.
— Стоит обратить взор на пенсионеров, — советует Сергей Щербов. — В качестве примера могу привести Японию, где традиционно люди, достигая определенного возраста, переходят на более простые работы. У японцев высокая продолжительность жизни, а мигрантов очень немного. Безусловно, таков их менталитет, что вчерашний чиновник может наблюдать за порядком в парке. К пенсии надо морально готовиться: происходит объективное снижение статуса.
К слову, одной из причин долгожительства в Японии Щербов назвал организацию медпомощи, которая оказывается на одинаково высоком уровне человеку и в 40, и в 80 лет.
Надежда Цыркун подчеркивает, что необходимо говорить о качестве жизни и соответственно выяснять причины и воздействовать на те обстоятельства, приводящие к ранней смерти и болезни, на которые может влиять каждый человек в отдельности.
— Причины ранней смертности мужчин в Беларуси кроются в курении и злоупотреблении алкоголя. Что касается женщин, необходимо свыкнуться с мыслью, что, даже прожив жизнь в прекрасном браке, в большинстве случаев они остаются к старости в одиночестве. Ухудшается эмоциональное состояние, уменьшаются доходы. Важно, тем не менее, найти смысл существования на каждом этапе своей жизни.
И все же если будет увеличиваться количество населения старшего возраста, потребуется создание особой инфраструктуры для них в обществе. Это означает, что в обществе необходимо пересматривать подходы к организации их лечения, досуга.
— Это важные вопросы для общества. Стоит изучать систему организации специальных домов для стариков, где они могут общаться. В этом смысле передовой опыт у Нидерландов, -- говорит Надежда Цыркун. — Сейчас многие в зрелом возрасте ориентируются на приобретение новых навыков. При этом если в молодости ориентация идет на образование и карьеру, то в зрелом возрасте образование — это нечто вроде хобби. Правда, если у человека не было смысла и содержания жизни в молодые годы, маловероятно, что его осенит в пожилом возрасте. Вкладывать в свой личный потенциал и задумываться о том, что будет на пенсии, следует как можно раньше.